ОСК хочет разработать баржи для перевозки автомобилей по рекам

Это может заинтересовать автозаводы, которые развивают экспорт
ОСК хотят разработать суда для перевозки автомобилей по рекам
ОСК хотят разработать суда для перевозки автомобилей по рекам / Виталий Аньков / РИА Новости

«Нам в голову пришла такая история: почему бы не придумать речное Ро-ро (перевозка грузов на колесной базе. – «Ведомости») для того, чтобы возить автомобили по реке из точки А в точку Б», – приводит ТАСС слова президента Объединенной судостроительной корпорация (ОСК) Алексея Рахманова. ОСК уже начала расчеты проекта. «Считали для отдельных участков реки Камы, т. е. там, где есть достаточно активный грузооборот, ведь на самом деле самым правильным было бы решение – взаимодействие двух кластеров, т. е. возить готовые автомобили из Питера на Волгу было бы очень удобно», – сказал Рахманов. По его мнению, проекту поможет система взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» и использования тахографов, контролирующих режим работы водителей.

Представитель ОСК не раскрыл «Ведомостям» параметры проекта, ссылаясь на то, что расчеты и анализ еще не завершены.

Разработка проектной документации может обойтись ОСК не менее чем в 100 млн руб., а сами баржи при малых сериях могут стоить не менее 300 млн руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Перевозка автомобилей по реке активно используется, например, в Европе, Китае, где речной транспорт играет более значимую роль, а величина партий больше, чем в России. «В нашей стране машины для внутреннего рынка развозятся автовозами и железной дорогой – это в разы быстрее, чем по реке, и с учетом стоимости оборотного капитала и возможных перегрузок экономически значительно более эффективно», – отмечает Бурмистров. В связи со снижением спроса на автомобили сформировался профицит автовозов и вагонов, напоминает он.

Проект ОСК скорее интересен для экспорта автомобилей в страны дальнего зарубежья, который может осуществляться либо судами класса «река – море», либо с перевалкой с речного на морской транспорт, продолжает Бурмистров. Основные потенциальные клиенты – автозаводы у рек, т. е. «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Камаз», УАЗ и др., говорит он. Не совсем понятно, кто на рынке может выступить заказчиком барж: потенциальный рынок невелик, такие суда окупаются более чем за 10 лет, а при малосерийном производстве и 15 лет, отмечает Бурмистров. Без участия государства не обойтись, уверен он. Тем более что правительство хочет в разы увеличить несырьевой экспорт. Возможно, будет создана компания с участием ОСК, у которой есть лизинговая «дочка», рассуждает эксперт.

Группа ГАЗ речные перевозки по России не использует, но, «если новая услуга будет конкурентна по цене и срокам доставки, готова рассмотреть такую возможность», отмечает представитель компании. Об этом говорит и представитель «Камаза». По его словам, по России техника завода в большинстве случаев доставляется своим ходом. Renault, по словам ее представителя, использует для перевозок машин по России железную дорогу и автовозы, для экспорта в страны дальнего зарубежья – мультимодальные перевозки (железнодорожный + морской транспорт), для экспорта в страны ближнего зарубежья – железную дорогу и автовозы. «Что касается речных перевозок, то здесь есть много аспектов, которые требуют изучения. В частности, география расположения грузообразующих и грузополучающих регионов не предусматривает круглогодичного использования такого вида транспорта», – замечает он. «Это новый вопрос, мы его еще не рассматривали», – говорит представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус». По его словам, сейчас большую часть автомобилей предприятие доставляет автовозами.