Авиакомпании должны летать за рубеж только на российских самолетах

Такую идею вице-премьера Дмитрия Рогозина одобрил Владимир Путин
Допуски на международные направления надо выдавать авиакомпаниям только под российские самолеты. Такую идею вице-премьера Дмитрия Рогозина поддержал Владимир Путин
Допуски на международные направления надо выдавать авиакомпаниям только под российские самолеты. Такую идею вице-премьера Дмитрия Рогозина поддержал Владимир Путин / Е. Разумный / Ведомости

Необходимо защитить внутренний рынок, доложил Рогозин на встрече с президентом России Владимиром Путиным 23 января, сообщила пресс-служба Кремля. Речь идет как о полетах по России, так и по наиболее популярным маршрутам, отметил вице-премьер. Допуск на них надо выдавать только «тем компаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты». Путин ответил: «Хорошо».

Для полетов внутри страны авиакомпаниям не нужны разрешения регуляторов, а вот допуски на международные направления выдает межведомственная комиссия при Минтрансе. Если претендентов несколько, получателя выбирают голосованием по нескольким критериям, среди них отсутствие долгов по налогам, замечаний от российского и иностранных регуляторов, пунктуальность и частота полетов по имеющимся маршрутам.

Представитель Рогозина не уточняет, когда может заработать эта мера, будет ли она распространяться только на вновь выдаваемые допуски или планируется перераспределить и уже выданные назначения. «Речь идет о вновь выдаваемых допусках», – говорит человек, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Эта госкомпания выпускает ближнемагистральный самолет SSJ100, разрабатывает среднемагистральный МС-21 и новую версию дальнемагистрального Ил-96. Лучшие международные допуски уже распределены, монополист здесь «Аэрофлот», отмечает топ-менеджер российской авиакомпании.

«ОАК поддерживает инициативы правительства, направленные на расширение рынков сбыта конкурентоспособной российской авиатехники. Тем более домашнего рынка. Мы регулярно участвуем в проработке подобных предложений», – говорит представитель корпорации. Подобная мера обсуждается уже несколько лет, но впервые она получила такое одобрение, говорит другой человек, близкий к ОАК. Идею защитить российскую технику из года в год продвигал Минпромторг. Минтранс всегда выступал против, ссылаясь на интересы пассажиров, продолжает собеседник. Меру логично принять к концу 2018 г., когда планируется начало поставок самой перспективной нашей разработки – МС-21, резюмирует он.

ОАК недозагружена

ОАК планирует в 2017 г. выпустить 30 SSJ100 при мощностях до 70 в год. Серийная сборка Ил-96-400М планируется с 2020 г. (мощности – по два самолета в год), говорит представитель ОАК. Начало поставок МС-21 намечено на конец 2018 г., объявляла ранее ОАК.

Представитель Минпромторга говорит, что все механизмы поддержки разрабатываются совместно с другими органами исполнительной власти с учетом текущей ситуации и перспективы. Представитель Минтранса сообщил, что комиссия при выдаче допусков учитывает и наличие в парке авиакомпаний самолетов отечественного производства, данный параметр увеличивает шансы перевозчиков на получение допусков. Правда, если претендентов на допуск бывало несколько, то в последнее время выигрывали чаще не имеющие российских самолетов крупные перевозчики – S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии», следует из протоколов Росавиации. Другие критерии перевешивали, отмечает менеджер одного из них.

«Идея хорошая, но ее надо подкрепить эффективными судами. На чем сейчас полетим?» – говорит федеральный чиновник. Эту меру можно применить, когда будут конкурентоспособные суда в своей нише и, главное, хорошая система постпродажного обслуживания, говорит исполнительный директор «Руслайна» Дмитрий Ештокин.

В России эксплуатируется около 60 SSJ100 – кроме «Аэрофлота» (30 в парке) они есть только у небольших авиакомпаний. Представитель Airbus и Boeing тему не комментируют.