Склады для запчастей за рубежом может оплатить бюджет

Правительство готово расширить меры поддержки экспорта российской продукции автопрома, авиапрома и вагоностроителей
Российским производителям нужны новые склады за рубежом
Российским производителям нужны новые склады за рубежом / Oswaldo Rivas / REUTERS

Государство в 2018 г. готово помочь предприятиям автопрома, авиапрома, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения создать за рубежом склады и сервисные центры, чтобы поддержать экспорт. Об этом «Ведомостям» через представителя рассказал управляющий директор по нефинансовой поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ) Константин Евстюхин. Эта мера предусмотрена проектом госпрограммы «Международная кооперация и экспорт в промышленности». Первой – уже в 2017 г. – может быть запущена программа для воздушных судов, говорит представитель Минэкономразвития.

Инициаторами такого механизма были группа ГАЗ, «АвтоВАЗ», «Вертолеты России», ассоциация «Росагромаш», перечисляет Евстюхин. Это предлагал и «Камаз», говорит его представитель.

В 2016 г. правительство поддерживало экспорт продукции автопрома и сельхозмашиностроения, субсидируя часть расходов на адаптацию, сертификацию, транспортировку продукции. С 2017 г. программы решено объединить, а количество отраслей – расширить. В 2017–2019 гг. на поддержку может быть выделено более 87 млрд руб. Разработчики ожидают роста экспорта (см. врез). Для сравнения: в 2015 г. за рубеж было поставлено вагонов на $309,2 млн, а по итогам 11 месяцев 2016 г. – на $218 млн, по данным ФТС. Экспорт легковых машин составил $1,1 млрд и $993 млн соответственно.

Механизм работы новой меры поддержки, нормативную базу еще предстоит разработать, говорит Евстюхин. По его словам, основные варианты – государственно-частное партнерство или частичное субсидирование создания складских помещений. Базой могут стать торговые дома РЭЦа за рубежом. Страновые приоритеты – Вьетнам, Индия и другие страны Юго-Восточной Азии, пояснил Евстюхин.

Это улучшит экономику транспортировки, считает первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин (его слова приведены на сайте Минпромторга).

Трамплин для экспорта

Суммарные поставки за рубеж продукции российского автопрома к 2025 г. могут вырасти по сравнению с 2016 г. в 4,4 раза до $4,4 млрд, сельхозмашиностроения – в 2,8 раза до $242 млн, железнодорожного машиностроения – в 4,3 раза до $1,2 млрд, авиастроения – в 8,3 раза до $3,5 млрд, рассчитывают чиновники.

Сервисный центр за рубежом с полным набором диагностического оборудования и программного обеспечения стоит от одного до нескольких миллионов долларов, приводит данные представитель группы ГАЗ. Распределительный центр для продукции машиностроения в развивающихся странах может обойтись примерно в сумму от $1 млн (без учета оборудования), говорит партнер PwC Дмитрий Ковалев. Если государство будет субсидировать часть этих расходов, то, скорее всего, не напрямую, чтобы избежать риска возникновения споров в рамках ВТО, думает он. При больших объемах поставок в такие страны, как, например, Вьетнам, в идеале нужно построить как минимум по одному распределительному и сервисному центру, говорит представитель «Камаза».

При увеличении парка Sukhoi SuperJet 100 за пределами России «Гражданские самолеты Сухого» будут рассматривать возможность создания дополнительного склада запчастей, говорит представитель предприятия. Только создание склада запчастей сотрудник одной из сервисных компаний оценивает в сумму до нескольких миллионов долларов. А создание складского центра будет выгодным, когда число обслуживаемых в регионе самолетов достигнет 100, добавляет сотрудник другой компании.

Поддержка в создании складской, сервисной инфраструктуры облегчит работу за рубежом, говорят представители «Росагромаша», «АвтоВАЗа», «Камаза», группы ГАЗ. Автоконцерны из-за сокращения российского рынка (по сравнению с 2012 г. он сжался вдвое) стараются расширить экспорт. Но для выхода на новые рынки необходима полноценная система дистрибуции, однако из-за падения российского рынка и высокой стоимости кредитов автопроизводители не имеют возможности развивать ее самостоятельно, объясняет он.

Без создания сервисных центров завоевать зарубежные рынки невозможно, считает Евстюхин. Он рассказывает, что такую ошибку, например, совершили китайские автопроизводители, придя в Россию: в первые годы продажи росли в геометрической прогрессии, но завоевать рынок не удалось – не появилось системы постпродажного обслуживания. А Airbus, напротив, смог увеличить прибыль на 40% за счет внедрения постпродажного обслуживания во многих странах мира, добавляет Евстюхин.