Alibaba спонсирует шесть Олимпийских игр

Доход Международного олимпийского комитета от этой сделки может превысить $600 млн
Спонсоры Олимпиады в Сочи и Рио-де-Жанейро обеспечили МОКу  свыше $1 млрд дохода
Спонсоры Олимпиады в Сочи и Рио-де-Жанейро обеспечили МОКу свыше $1 млрд дохода / Максим Стулов / Ведомости

Alibaba Group, основанная Джеком Ма и специализирующаяся на электронной коммерции, до 2028 г. станет членом «всемирной спонсорской программы» Международного олимпийского комитета (МОК) наряду с такими гигантами, как McDonald’s, Coca-Cola и Visa. По условиям сделки Alibaba также будет предоставлять организаторам Игр услуги в области IT и создаст «Олимпийский канал» цифрового телевидения для пропаганды олимпийского движения среди молодых любителей спорта. Компания намеревается адаптировать этот канал для китайской аудитории. Alibaba использует свои технологии, чтобы «помочь Олимпийским играм развиваться в цифровую эпоху», заявил Ма.

До сих пор в списке спонсоров Игр преобладали западные корпорации, китайская компания попадала туда лишь однажды: Lenovo спонсировала Игры 2008 г. в Пекине. Однако МОК был заинтересован в налаживании связей с азиатскими компаниями, надеясь, что это поможет более эффективно продвигать мероприятия комитета по всему миру. Местом проведения трех ближайших Олимпийских игр должны стать азиатские города: Пхёнчхан и Пекин примут зимние Игры, Токио – летние.

Финансовые детали сделки Alibaba с МОКом не разглашаются, но, судя по доходам от предыдущих спонсорских договоров, речь может идти о сотнях миллионов долларов в обмен на маркетинговые возможности. Человек, близкий к переговорам, сообщил, что МОК заключил новые договоры на четыре года с прежними спонсорами вроде Bridgestone и Panasonic на сумму не менее $200 млн. Можно предположить, что размер сделки с Alibaba превышает эту сумму.

По предварительным оценкам МОКа, 12 ведущих спонсоров обеспечили комитету более $1 млрд дохода за зимнюю Олимпиаду 2014 г. в Сочи и летнюю 2016 г. в Рио-де-Жанейро. Общий доход от продажи прав на вещание и т. п. за тот период составил $5,6 млрд.

За последние два года китайский бизнес инвестировал миллиарды долларов в спортивные компании, европейские футбольные клубы и агентства по продаже прав на вещание. Инициатором этих инвестиций стал председатель КНР Си Цзиньпин, призвавший превратить Китай в «великую спортивную нацию». В 2016 г. Wanda Group, которую контролирует богатейший житель Китая Ван Цзяньлинь, подписала с FIFA соглашение о спонсорстве ближайших четырех чемпионатов мира.

Alibaba также стремилась освоить спортивную область. В частности, она является совладельцем одного из китайских футбольных клубов. Также компания вела переговоры о спонсорстве с FIFA и футбольным клубом Barcelona, надеясь, что подобные партнерства помогут ей продвигать свой бренд на глобальном уровне.

Томас Бах, избранный президентом МОКа в 2013 г. на восьмилетний срок, пытался реформировать комитет, чтобы облегчить организацию Игр. Тем не менее несколько городов, включая Осло, Рим и Бостон, отказались от борьбы за право проводить Игры, объяснив это запредельно высокой стоимостью. МОК делится со столицами Игр доходами от спонсорских сделок, чтобы уменьшить их финансовое бремя.

Перевел Александр Силонов

Спонсоры Олимпиады в Сочи и Рио-де-Жанейро обеспечили МОКу  свыше $1 млрд дохода