Alibaba спонсирует шесть Олимпийских игр

Доход Международного олимпийского комитета от этой сделки может превысить $600 млн
Спонсоры Олимпиады в Сочи и Рио-де-Жанейро обеспечили МОКу свыше $1 млрд дохода/ Максим Стулов/ Ведомости

Alibaba Group, основанная Джеком Ма и специализирующаяся на электронной коммерции, до 2028 г. станет членом «всемирной спонсорской программы» Международного олимпийского комитета (МОК) наряду с такими гигантами, как McDonald’s, Coca-Cola и Visa. По условиям сделки Alibaba также будет предоставлять организаторам Игр услуги в области IT и создаст «Олимпийский канал» цифрового телевидения для пропаганды олимпийского движения среди молодых любителей спорта. Компания намеревается адаптировать этот канал для китайской аудитории. Alibaba использует свои технологии, чтобы «помочь Олимпийским играм развиваться в цифровую эпоху», заявил Ма.

До сих пор в списке спонсоров Игр преобладали западные корпорации, китайская компания попадала туда лишь однажды: Lenovo спонсировала Игры 2008 г. в Пекине. Однако МОК был заинтересован в налаживании связей с азиатскими компаниями, надеясь, что это поможет более эффективно продвигать мероприятия комитета по всему миру. Местом проведения трех ближайших Олимпийских игр должны стать азиатские города: Пхёнчхан и Пекин примут зимние Игры, Токио – летние.

Финансовые детали сделки Alibaba с МОКом не разглашаются, но, судя по доходам от предыдущих спонсорских договоров, речь может идти о сотнях миллионов долларов в обмен на маркетинговые возможности. Человек, близкий к переговорам, сообщил, что МОК заключил новые договоры на четыре года с прежними спонсорами вроде Bridgestone и Panasonic на сумму не менее $200 млн. Можно предположить, что размер сделки с Alibaba превышает эту сумму.

По предварительным оценкам МОКа, 12 ведущих спонсоров обеспечили комитету более $1 млрд дохода за зимнюю Олимпиаду 2014 г. в Сочи и летнюю 2016 г. в Рио-де-Жанейро. Общий доход от продажи прав на вещание и т. п. за тот период составил $5,6 млрд.

За последние два года китайский бизнес инвестировал миллиарды долларов в спортивные компании, европейские футбольные клубы и агентства по продаже прав на вещание. Инициатором этих инвестиций стал председатель КНР Си Цзиньпин, призвавший превратить Китай в «великую спортивную нацию». В 2016 г. Wanda Group, которую контролирует богатейший житель Китая Ван Цзяньлинь, подписала с FIFA соглашение о спонсорстве ближайших четырех чемпионатов мира.

Alibaba также стремилась освоить спортивную область. В частности, она является совладельцем одного из китайских футбольных клубов. Также компания вела переговоры о спонсорстве с FIFA и футбольным клубом Barcelona, надеясь, что подобные партнерства помогут ей продвигать свой бренд на глобальном уровне.

Томас Бах, избранный президентом МОКа в 2013 г. на восьмилетний срок, пытался реформировать комитет, чтобы облегчить организацию Игр. Тем не менее несколько городов, включая Осло, Рим и Бостон, отказались от борьбы за право проводить Игры, объяснив это запредельно высокой стоимостью. МОК делится со столицами Игр доходами от спонсорских сделок, чтобы уменьшить их финансовое бремя.

Перевел Александр Силонов