На прием в московских поликлиниках не приходит почти каждый четвертый записавшийся
В частном секторе таких существенно меньшеВ частном секторе ситуация лучше. У принадлежащей страховщику «Ингосстрах» сети клиник «Будь здоров» неявка в сезон не более 5%, у петербургской «Рэмси диагностики» не превышает 3–5%, у медицинского центра «Атлас» – 7–9% при первичных визитах и не больше 3% при повторных, у «Доктора рядом» (ею управляет «Тим драйв» Леонида Меламеда и Владимира Гурдуса) за последние шесть месяцев – 12,7%, говорят представители этих компаний. Показатель 3–5% – это условно-бытовые причины: «проспал», «заболел», «встал в пробку» и проч., говорит главный врач медицинского центра «Атлас» Илдус Фатхутдинов.
Около 24% записавшихся на прием к врачу в муниципальные поликлиники Москвы не приходят на прием, часть из них не отменяют запись, подсчитали специалисты Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Всего в системе, по собственным данным на конец 2016 г., зарегистрировано более 9 млн человек. Ценность приема снизилась из-за высокой доступности врачей первого звена: 88% пациентов в 2016 г. могли попасть к терапевту и 85% к педиатру в день обращения или на следующий день, объясняет представитель ЕМИАС.
Основная группа риска – новые пациенты, они чаще даже не уведомляют о том, что не придут, – особенно те, кто записался через интернет, делится директор по маркетингу «Семейного доктора» Алексей Ветров. В сети клиник «Будь здоров» чаще на прием не приходят женщины, в основном к гинекологам и стоматологам, говорит Екатерина Коломенцева, заместитель гендиректора по маркетингу и продажам сети клиник. Самый сложный период по неявкам пациентов – лето: в этот период снижена заболеваемость, отмечает она.
Наиболее дисциплинированы пациенты, прикрепленные к сети клиник «Доктор рядом» по полисам и обязательного, и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС), менее дисциплинированы те, кто самостоятельно оплачивает прием, говорит гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук.
Во сколько обходится бюджету неявка пациентов, представители Минздрава и департамента здравоохранения Москвы не ответили. Для примера: в Великобритании в день доктора ожидают около 61 000 неявившихся пациентов, это эквивалентно рабочим часам 1300 врачей в год или потере порядка 300 млн фунтов за тот же период, писал Единый медицинский портал.
Но и 3% прогулов – это потери, они связаны с простоем дорогостоящего оборудования, говорит управляющий директор сети «Рэмси диагностика» Александр Ледовский. Потери клиники могут составить до 14–15% от общего времени приема специалистов по расписанию, говорит Ветров. В начале 2015 г., когда прошло чуть менее года с момента открытия клиники «Атлас», показатель отказов мог достигать 13%, на тот момент это могло приносить ущерб клинике в 300 000–500 000 руб., приводит цифры Фатхутдинов.
Чаще всего клиники борются с прогулами напоминаниями. В ЕМИАС разработаны сервисы в мобильных приложениях и интернете, которые напоминают о записи и помогают отменить или перенести запись, говорит представитель системы. Так же поступают частные клиники: они обзванивают пациентов, рассылают им sms с напоминаниями и проч., рассказывают представители опрошенных компаний. У сети «Будь здоров» вместо неявившихся пациентов, как правило, записываются пациенты с текущего потока, поэтому простой получается максимум два часа в месяц, говорит Коломенцева.