«Роснефть» снова недовольна тарифами «Транснефти»

Нефтяная компания считает, что ей дорого обходится прокачка нефти в Китай через Казахстан
Поставка нефти для Китая в направлении Казахстана показалась «Роснефти» слишком дорогой
Поставка нефти для Китая в направлении Казахстана показалась «Роснефти» слишком дорогой / Юрий Смитюк / ТАСС

«Роснефть» пожаловалась в правительство на тариф «Транснефти» в направлении Казахстана, рассказал в пятницу президент монополии Николай Токарев. По его словам, «Роснефть» «в шоколаде» и ей не стоит жаловаться, так как на восточном направлении, которым компания активно пользуется (70% нефти по ВСТО – сырье «Роснефти»), тарифы дотируются, поэтому «Транснефть» считает недовольство необоснованным.

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. ФАС знает об обращении «Роснефти», готовит свою позицию, сказал начальник управления ФАС Дмитрий Махонин.

С 2011 г. «Роснефть» экспортирует нефть китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) по долгосрочным контрактам. Сырье поставляется по трем маршрутам: через порт Козьмино (конечная точка ВСТО), по отводу от ВСТО – Сковородино – Мохэ и через Казахстан. В последнем случае часть российской нефти идет на Павлодарский НПЗ (Казахстан взамен поставляет свою нефть в Китай), остальная – транзитом в Китай.

«Транснефть» не согласна

«Транснефть» считает неправомерными обеспечительные меры по иску «Роснефти», обратилась в Верховный суд, сообщил президент «Транснефти» Николай Токарев. «Решение суда по обеспечительным мерам неправомерно. На суд было оказано давление», – заявил он. «Транснефть» обратилась к председателю Верховного суда с просьбой разобраться, почему суд вопреки своим регламентам это сделал», – подчеркнул Токарев. Компании спорят о нормативах потерь нефти в процессе транспортировки при заключении договора на прокачку на 2017 г.

В 2016 г. «Роснефть» продала СNPC 27 млн т нефти, план 2017 г. – 29,5 млн т. В 2016 г. через Казахстан российская компания поставила 7 млн т, в 2017 г. планирует дополнительно прокачать еще 3 млн т. Ее добыча составила 189,7 млн т, «Башнефти» (в октябре 2016 г. 60,16% ее обыкновенных акций купила «Роснефть») – 21,4 млн (данные ЦДУ ТЭК, их приводит «Интерфакс»).

Дополнительную нефть с этого года в Казахстан «Роснефть» поставляет за счет нефти «Башнефти». Это высокосернистая нефть (содержание серы – 3,5%). Но по контракту о поставках в Китай уровень серы не должен превышать 1,6%. К тому же «Транснефть» должна выполнять поручение Минэнерго об уменьшении серы в поставках в западном направлении, напоминает представитель монополии. Поэтому башкирская нефть смешивается с западносибирской (содержание серы – 1,6%) и на выходе получает нефть с 1,45% серы для поставки в Китай. «Чтобы провести компаундирование (технология смешения нефти. – «Ведомости»), нам нужно прокачать нефть на большее расстояние. В итоге стоимость прокачки увеличилась примерно на 280 руб. на тонну», – объяснил представитель «Транснефти». Именно этим ростом и недовольна «Роснефть». Получается, что, прокачав в 2017 г. 10 млн т нефти через Казахстан, «Роснефть» дополнительно заплатит около 2,8 млрд руб. Собственные потери из-за транспортировки дополнительных 3 млн т нефти через Казахстан (транспортное плечо в этом случае короче) «Транснефть» оценивает в 1,5 млрд руб., сказал Токарев.

«Транснефть»

Трубопроводная компания
Акционеры: Росимущество (100% голосующих акций), привилегированные акции обращаются на бирже.
Капитализация – 344,3 млрд руб.
Выручка (МСФО, девять месяцев 2016 г.) – 629 млрд руб.,
Прибыль – 182,6 млрд руб.

«Роснефти» в прошлом году было дешевле прокачивать нефть в Китай через Казахстан, чем по другим направлениям. Так, тариф за транспортировку тонны нефти с месторождений «Уватнефтегаза» (Тюменская обл.) в Китай через Казахстан составлял около 2080 руб., «Ванкорнефти» (Красноярский край) по отводу Сковородино – Мохэ – около 2470 руб., «Верхнечонскнефтегаза» (Иркутская обл.) до порта Козьмино – около 2370 руб. за 1 т, следует из материалов «Роснефти».

«Роснефть» не впервые недовольна тарифами «Транснефти», напоминает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. Она попросила правительство снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке на 50%, рассказывали осенью прошлого года «Ведомостям» два федеральных чиновника. Все транспортные расходы ложатся на грузоотправителя, т. е. «Роснефть», на стоимость продаваемой нефти в Китай это не повлияет, говорит Корнилов.