РЖД втрое сократила прогноз чистой прибыли на 2017 год
Одобренные правительством тарифные меры лишь частично компенсируют монополии потери 2016 годаСовет директоров РЖД в декабре прошлого года утвердил финансовый план на 2017 г. «Ведомости» ознакомились с цифрами, содержащимися в документе. Их подлинность подтвердили два человека, близких к компании.
В 2017 г. РЖД рассчитывает заработать 3 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ. Хотя еще в ноябре президент компании Олег Белозеров говорил, что рассчитывает начиная с 2017 г. получить чистую прибыль в 10 млрд руб. Прогноз на 2016 г. был около 1 млрд руб., следует из пояснительной записки к ноябрьскому проекту финансового плана монополии до 2020 г. В 2015 г. у РЖД было 318 млн руб. чистой прибыли, а в 2014 г. – 44 млрд руб. убытка.
Прогноз в 10 млрд руб. рассчитывался с учетом максимальных тарифных решений, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Но на совещании у премьера Дмитрия Медведева было решено снизить повышающие коэффициенты к тарифу с 1,134 до не более чем 1,1, унификация нефтяных грузов была ограничена, перечисляет он. Тариф РЖД на 2017 г. был проиндексирован на 4% вместо 9%, которые предлагала монополия. Дополнительно она получила лишь возможность увеличить тариф еще на 2%, чтобы профинансировать капитальные ремонты путей (это дополнительные 24 млрд руб., следует из протокола к совещанию). Кроме этого на 4% проиндексирован тариф на перевозки контейнеров. Скидки на перевозку угля и железной руды на дальние расстояния снизятся: раньше уголь возился на расстояния свыше 3300 и 3500 км за 32% и 33,3% от тарифа, теперь – за 40%, а железная руда на 5000 км – за 11,5% от тарифа, а будет за 50%. Предельная скидка в границах тарифного коридора снижена до 50%. Без индексации РЖД опасалась получить убыток в 142 млрд руб. Погрузку на 2017 г. РЖД планирует на уровне 2016 г. – около 1,22 млрд т, а грузооборот – 3 трлн тонно-километров. Выручка, по прогнозу РЖД, почти не изменится в сравнении с ноябрьскими оценками результата 2016 г. – 1,62 трлн против 1,6 трлн руб.
Тарифные прибавки
Бурмистров подсчитал, что около 23,5 млрд руб. даст дополнительная индексация тарифа на 2%, около 15,5 млрд руб. – продление действия повышающего коэффициента в границах тарифного коридора, 5 млрд руб. – повышение тарифов на перевозку воинских грузов до уровня коммерческих, 2 млрд руб. – дополнительная индексация на перевозку контейнеров и более 4 млрд руб. – повышение коэффициентов при перевозке угля на расстояние более 3300 км и железной руды – на расстояние более 5000 км.
Одобренные меры дополнительно обеспечат монополии в 2017 г. примерно 50 млрд руб. выручки, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров (см. врез). Фактически это лишь частично компенсирует недобор более 53 млрд руб. тарифной выручки в 2016 г., произошедший из-за ухудшения качества грузовой базы и сокращения в ней доли высокодоходных грузов, говорит эксперт: «Эффективная доходная ставка выросла примерно на 3% вместо 7,5%». Таким образом, едва ли принятые тарифные решения помогут РЖД выйти на заявленные показатели, считает Бурмистров: «РЖД продолжит терять доходы от сокращения перевозки нефтеналивных и строительных грузов и в лучшем случае по итогам 2017 г. закончит год без убытка». В масштабах РЖД разница между 3 млрд руб. чистой прибыли и 10 млрд руб. несущественна, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин: рентабельность монополии по этому показателю – менее 1%. При таком низком показателе цифры условны и их изменение может зависеть от случайных факторов, но РЖД важно показать, что она прибыльна и что финансовый результат лучше, чем в предыдущем году, говорит Ганелин.
При этом расходы РЖД будут даже выше прошлогодних, несмотря на то что компания, по словам ее представителя, оптимизировала их более чем на 51 млрд руб. Расходы в этом году превысят 1,5 трлн руб., из них 1,35 трлн руб. – расходы на перевозки. В 2016 г. расходы РЖД могли достичь 1,45 трлн руб. (согласно ноябрьским прогнозам самой компании), а за девять месяцев 2016 г. по РСБУ они были 1,1 трлн руб. Хотя еще в 2014 г. президент Владимир Путин поручил госкомпаниям ежегодно снижать издержки на 2–3%, а в прошлом году Росимущество разослало директиву, увеличив порог до 10%.