Alibaba пытается перекроить сектор розничной торговли Китая
Интернет-гигант хочет купить оператора торговых центров Intime за $2,6 млрдКрупнейший китайский интернет-холдинг Alibaba предпринимает очередную попытку перекроить сектор розничной торговли Китая, размер которого оценивается в $4,5 трлн. Группа предложила выкупить обращающиеся на Гонконгской бирже акции крупнейшего китайского оператора торговых центров Intime Retail за 19,8 млрд гонконгских долларов ($2,6 млрд).
Alibaba стремится устранить барьер между онлайн-торговлей и офлайн-магазинами, используя анализ больших массивов данных об истории поиска и покупок пользователей для оптимизации ассортимента магазинов, и дать покупателям возможность размещать заказы онлайн со своих смартфонов, а затем забирать заказанные товары в магазинах. Intime управляет 29 магазинами и 17 торговыми центрами, в основном в крупных городах КНР.
Alibaba уже владеет небольшой долей в Intime Retail, которую купила в 2014 г., кроме этого группе принадлежат 20% продавца электроники Sunning, приобретенные в августе 2015 г. за $4,6 млрд. Alibaba также создала совместное предприятие с производителем бытовой техники Haier.
«Мы наблюдаем, как крупные торговые центры постепенно пустеют. Для традиционного ритейла наступают тяжелые времена, так что для Intime эта сделка – средство защиты», – считает президент консалтинговой компании BDA Дункан Кларк и добавляет, что логика Alibaba в этом случае «довольно заурядна».
Инвестиционное подразделение китайской торговой группы Alibaba Investment во вторник объявило, что в сотрудничестве с основателем Intime Шэнь Гуо Цзюнем выкупит по согласительной схеме пока не принадлежащие Alibaba акции оператора торговых центров. Предложение Alibaba включает премию в 42,3% к последней рыночной цене акций Intime, торги которыми приостановлены 28 декабря 2016 г.
Сейчас Alibaba принадлежат 27,8% акций Intime, Шэнь Гуо Цзюню – 9,2%. После завершения выкупа Alibaba станет контролирующим акционером Intime с долей около 74%. В марте 2014 г. Alibaba уже вложила в акции и конвертируемые облигации Intime более $600 млн.
Предложение Alibaba вызвало недоумение некоторых аналитиков – привлекательность акций розничных сетей сейчас падает как в КНР, так и во всем мире. Сделка нацелена на развитие связанных между собой онлайн- и офлайн-бизнесов. Так, электронный кошелек Alibaba можно использовать в магазинах Intime. Клиенты принадлежащего Alibaba Tmall также получили возможность делать заказы товаров со складов Intime и забирать их в магазинах сети.
Alibaba заявила, что сделка отражает намерения компании преобразить традиционный ритейл, эффективно используя имеющиеся данные о потребителях и технологии.
Перевела Надежда Беличенко