Две нитки «Турецкого потока» оценены в 7 млрд евро
Сумма может измениться, предупреждают эксперты: оценку проекта, вероятно, не пересматривали с 2015 годаИнвестиции в морскую часть трубопровода «Турецкий поток» составят около 7 млрд евро. Это сумма затрат на две нитки, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту о ратификации межправительственного соглашения между Россией и Турцией по проекту газопровода. Она включает ранее понесенные затраты на морской участок проекта «Южный поток», сообщается в документе. Сумма этих затрат не раскрывается. Представитель «Газпрома» не ответил на вопросы. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.
«Турецкий поток» пройдет по дну Черного моря в Турцию. Мощность каждой из двух ниток – 15,75 млрд куб. м газа. Первая нужна для поставок на турецкий рынок, вторая – в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Газопровод должен снизить транзитные риски и обеспечить выполнение контрактных обязательств «Газпрома» по поставкам газа в Турцию и страны ЕС после 2019 г., говорится в пояснительной записке к законопроекту. От поставок газа только по первой нитке российский бюджет, как ожидается, получит около $750 млн экспортных пошлин. Сопоставимые поступления может обеспечить вторая нитка, если будет построена и в зависимости от перечня стран – покупателей газа, который может пойти транзитом через Турцию.
Сумма инвестиций ожидаема и сопоставима с предварительными оценками, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Изначально «Газпром» планировал построить «Турецкий поток» в четыре нитки общей мощностью 63 млрд куб. м в год и оценивал его в 11,4 млрд евро. Первая нитка обойдется в 4,3 млрд евро (без НДС), говорил в августе 2015 г. заместитель начальника департамента «Газпрома» Алексей Серебряков. Эта сумма уже учитывала затраты, понесенные на «Южный поток», которому «Турецкий» пришел на смену. Для «Южного потока» были заказаны трубы для двух ниток на 2 млрд евро. Большая их часть находится в болгарских портах Бургас и Варна. Труб достаточно для строительства первой нитки, говорил «Ведомостям» представитель проектной «дочки» «Газпрома» South Stream Transport. Подрядчик Allseas по плану приступит к укладке во втором полугодии 2017 г. Завершить строительство обеих ниток концерн намерен до конца 2019 г. Кроме того, «Газпром» заплатил около $300 млн за простой судов Saipem, которая должна была строить сначала первую нитку «Южного», а затем первую нитку «Турецкого потока». Контракт с подрядчиком был расторгнут, Saipem требует в международном арбитраже от South Stream Transport около 680 млн евро компенсации.
Как появился «Турецкий поток»
«Газпром» и турецкая Botas договорились о проекте в 2014 г. после того, как из-за противодействия ЕС был остановлен проект «Южный поток». Работа над проектом остановилась после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет. Стороны вернулись к обсуждению летом 2016 г. Россия и Турция заключили межправсоглашение по проекту 10 октября 2016 г.
По сути, смету не пересматривали со времен «Южного потока», если учесть, что он планировался вдвое мощнее и вдвое дороже, полагает аналитик АКРА Василий Танурков. «Это говорит о том, что ее могут уточнить еще не раз», – сказал он. Подрядчики, скорее всего, будут европейские, поэтому логично, что цена в евро, говорит Танурков. Российские подрядчики могли бы удешевить проект. Проект стал немного дороже, чем в те времена, когда проектировался «Южный поток», считает Нестеров. С тех пор условия привлечения внешнего финансирования для российских компаний ухудшились, а «Газпром» намерен финансировать морскую часть сам.
«Газпром» с заявленного пути не свернет, уверен Нестеров, но у проекта немало рисков. Отношения с Турцией нестабильны, в том числе в части газа: страна пытается диверсифицировать источники поставок, активно судится по цене на газ с российской стороной, указывает он. «Мы строим трубу, а принципы ценообразования не согласованы окончательно, – говорит Нестеров. – Трубопровод строится в эпоху низких цен на газ – цен в $400–500 за 1000 куб. м уже не увидим, это отражается на экономике проекта». Не решены принципиальные вопросы со второй и последующей нитками трубы. Но при наличии политической воли руководства обеих стран проблемы преодолимы. Официальная позиция президентов России и Турции – продолжение экономического сотрудничества, несмотря на теракт 19 декабря, напоминает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.