Kesko решила не торговать продуктами в России

11 продовольственных гипермаркетов финны продают «Ленте» за 11 млрд рублей
Kesko продаст «Ленте» 11 продуктовых гипермаркетов за 11 млрд рублей
Kesko продаст «Ленте» 11 продуктовых гипермаркетов за 11 млрд рублей / Е. Кузьмина / Ведомости

Kesko Food Russia Holding (входит в Kesko Group) договорился о продаже «Ленте» российского продуктового бизнеса, который работает под брендом «К-Руока» за 11 млрд руб. В пресс-релизе Kesko говорится, что покупатель всю сумму оплатит наличными.

Предметом сделки стали 11 продуктовых гипермаркетов в Петербурге и Ленинградской области, три участка земли в Москве и Ленобласти и ряд административных и вспомогательных зданий. Это шесть юридических лиц, в том числе OOO Kesko Food Rus и пять российских девелоперских компаний, в которых в общей сложности работают 1300 человек.

Сделку президент и гендиректор Kesko Микко Хеландер объяснил намерением сосредоточиться на развитии торгового бизнеса в Финляндии, где компания торгует продуктами, товарами для дома, сельхозтехникой и автомобилями. «Мы сосредоточимся на развитии торговли продуктами в Финляндии и отказываемся от торговли в России, так как этот бизнес потребовал бы значительных капиталоволжений», - сказал он. Уход из России минимально скажется на продажах Kesko, но улучшит прибыльность компании, считает он.

О переговорах с Kesko «Лента» сообщила 21 октября, на тот момент в финской компании подчеркивали, что еще не ясно, чем переговоры закончатся. В мае 2016 г. представитель Kesko говорил, что компания изучает возможность продать продовольственный бизнес в России, но тогда к переговорам по существу это не привело.

В августе 2016 г. Kesko продала в России сеть магазинов спорттоваров «Интерспорт». Покупателя компания тогда не назвала. Российская операционная компания магазинов Intersport – фирма «Иохастон» – сменила собственника в конце июля, согласно «СПАРК-Интерфаксу»: владельцем 100% долей стала кипрская «Флэшджипиком лтд». Сумма сделки составила около 100 млн руб., говорил источник «Ведомостей», знакомый с деталями переговоров. Сейчас у группы в России остается сеть магазинов товаров для дома «К-Раута».

Когда «К-Руока» выходила на рынок России (сначала в Петербург, потом в Ленинградскую, а затем и в Московскую области, где купила участки), ее стратегия исходила из ситуации 2011 г., напоминал «Ведомостям» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Тогда ситуация в российской рознице была благоприятной, доходы населения крупнейших городов в пересчете на евро были сопоставимы с показателями наиболее обеспеченных стран Восточной Европы (Польша, Чехия) или небогатых стран Западной Европы (Испания, Португалия), а конкуренция по цене и качеству продукции собственного производства между сетями гипермаркетов была значительно ниже, рассуждал эксперт. Устойчивый курс рубля обещал возможности синергии бизнеса в Финляндии и Петербурге в части поставок и брендированных товаров, и собственных брендов из-за рубежа. Но девальвация рубля, снижение доходов населения, сокращение продаж непродовольственных товаров в гипермаркетах, значительное усиление ценовой конкуренции и рост конкуренции в целом на рынке привели к тому, что большинство гипермаркетов «К-Руока» не смогли выйти на плановые показатели и оказались убыточными, объяснил Бурмистров. В 2015 г., по его оценке, суммарный убыток трех основных компаний сети «К-Руока» составил 1,98 млрд руб., а совокупный накопленный убыток на конец первого полугодия 2016 г. превысил 6 млрд руб. При этом чистый долг сети «К-Руока» на это время - более 7,5 млрд. руб., добавляет он. Всего финская Kesko потратила на строительство магазинов и покупку участков под продовольственные магазины боле 8,5 млрд руб., по подсчетам «Infoline-аналитики». «Стоимость сделки по покупке 10 гипермаркетов и супермаркета общей торговой площадью 49 200 кв. м, строящегося гипермаркета и трех земельных участков в Санкт-Петербурге и Московской области может составить от 11 млрд до 11,5 млрд руб.», - оценивал Бурмистров.

Для «Ленты» 11 гипермаркетов Kesko сопоставимы с четвертью плана по годовому росту сети. В течение 2016 г. «Лента» обещала открыть как минимум 40 гипермаркетов. На 30 сентября в сеть «Ленты» входило 155 гипермаркетов торговой площадью 922 951 кв. м (+33 новых магазина год к году). На родном рынке «Ленты», в Петербурге и области, у компании, согласно ее материалам, 22 гипермаркета. Таким образом, потенциальная сделка с Kesko может на 50% нарастить сеть «Ленты» в регионе, который приносит компании около 23% всей выручки (по итогу января - июня 2016 г.).

Купив «К-Руока», «Лента» обгонит по доле рынка в Санкт-Петербурге группу «О’кей» - она вырастет с 14,4% в 2015 г. до 16,5% по итогам 2016 г., подсчитал Бурмистров.