Летом пассажирские авиаперевозки упали на 12%
Улучшения ситуации на рынке его участники не ждутВ январе – августе российские авиакомпании перевезли 58,3 млн пассажиров, свидетельствуют оперативные данные Транспортно-клиринговой палаты, что на 8,7%, или 5,6 млн человек, меньше, чем за аналогичный период 2015 г. За четыре месяца пиковых перевозок (май – август) было перевезено 35,8 млн т (-11,6%, или 4,7 млн человек).
«Думаю, общий тренд задан и осенью темпы падения не ускорятся, а в 2017 г. падение скорее всего прекратится. Рынок сейчас отыгрывает снижение потребления со стороны населения. Но ведущие авиакомпании растут, потому что кризис сильнее сказывается на слабых игроках – крупные сетевые перевозчики отъедают их долю, также среди них перераспределяются пассажиры «Трансаэро», – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов.
«Аэрофлот» за восемь месяцев увеличил пассажиропоток на 10% (до 19 млн человек), входящая в S7 Group авиакомпания «Сибирь» – на 19,5% (до 6,5 млн), «дочка» «Аэрофлота» «Россия» – на 50% (до 5,1 млн; рост в том числе благодаря присоединению «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний»), «Ютэйр» – на 12% (до 4,2 млн), «Уральские авиалинии» – на 17% (до 4,3 млн; впервые обогнали «Ютэйр»). Еще одна «дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа» – улучшила показатели на 58% (до 2,9 млн), другая авиакомпания S7 – «Глобус» – на 43% (до 2,3 млн), крупнейшие чартерные авиакомпании показатели снизили: «Азур эйр» – на 7% до 1,4 млн, «Северный ветер» – на 42% до 1,1 млн человек. Восьмая по пассажиропотоку «Вим-авиа» выросла на 24% до 1,4 млн.
Рост внутри страны
Российские авиакомпании за январь – август 2016 г. увеличили перевозки внутри России на 7% до 33 млн пассажиров, сообщил Соколов. «Это было обеспечено за счет пяти программ поддержки различного вида региональных авиаперевозок, в том числе перевозок из регионов Дальнего Востока, Сибири», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
«Рост обеспечен увеличением транзитного пассажиропотока и развитием внутренних перевозок», – говорит представитель «Аэрофлота». «Рост показателей S7 обусловлен увеличением частоты полетов на ряде существующих маршрутов и открытием новых рейсов. Развитие полетов стало возможным благодаря поступлению в парк в этом году восьми самолетов – двух Airbus A321 и шести Boeing 737-800. Мы ожидаем, что рост производственных показателей сохранится по итогам года», – рассказывает представитель группы.
«Ситуация в отрасли будет ухудшаться, так как экономика не растет, инфляция все больше снижает возможности людей путешествовать», – говорит руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. У крупных компаний растут перевозки, что свидетельствует о консолидации отрасли, на некоторых маршрутах это может привести к сокращению конкуренции, добавляет он.
«Авиация сейчас на фоне других отраслей резко отличается в худшую сторону, пассажирооборот российских перевозчиков за восемь месяцев сократился на 11,2%. Авиация сильнее других отраслей реагирует на изменения в экономике – при падении ВВП на процент она падает на несколько процентов», – говорит профессор МГТУ гражданской авиации Александр Фридлянд. Он допускает, что небольшие компании начнут уходить с рынка уже в этом зимнем сезоне (начнется в конце октября), так как региональные перевозки, на которых они специализируются, сокращаются в пользу московского направления.
«Новых пассажиров не появляется, поэтому в ноябре – декабре и у крупнейших перевозчиков показатели станут хуже», – полагает человек, близкий к Росавиации. В ноябре темпы роста заметно хуже, возможно, раза в два – это уже сейчас можно видеть по бронированиям, согласен менеджер крупной авиакомпании.
Открытие перевозок в Турцию отрасли не поможет, но серьезно подтолкнуть ее могло бы открытие Египта – это единственное дешевое зимнее направление для пляжного отдыха, говорит Пантелеев. По оценке заместителя гендиректора НТК «Интурист» Сергея Толчина, в сентябре – октябре Турцию могут успеть посетить около 400 000 российских туристов. Египет может открыться в конце года, говорил министр транспорта Максим Соколов.