«Макдоналдс» потратит до 1 млрд рублей на открытие ресторанов в Петербурге и Ленобласти

В прошлом году открылось всего два ресторана
«Макдоналдс» в 1,5 раза увеличил инвестиции в развитие
«Макдоналдс» в 1,5 раза увеличил инвестиции в развитие / Евгений Егоров / Ведомости

Инвестиции «Макдоналдса» в Петербурге в этом году составят от 900 млн до 1 млрд руб., рассказал управляющий директор «Макдоналдса» в России Алексей Семенов. По его словам, 3/4 приходится на открытие ресторанов, остальное – на модернизацию старых. Два новых ресторана уже работают, до конца года компания собирается открыть еще четыре в Петербурге и один в Ленобласти. В планах на 2017 г. еще 4–6 ресторанов, добавил Семенов. В последние годы компания столько не тратила: в 2014 и 2015 гг. инвестиции были на уровне 600 млн руб. с лишним. В прошлом году «Макдоналдс» запустил всего два ресторана в Петербурге (в 2014 г. – семь, в 2013 г. – девять), следует из материалов компании. Представитель «Макдоналдса» объясняет это «техническим моментом»: компания не успевала строить.

Рынок общественного питания в России уменьшался в течение 2014–2015 гг., но сегмент фастфуда продолжал рост, говорит Семенов.

Первый ресторан «Макдоналдс» открылся в Петербурге 10 сентября 1996 г. на Каменноостровском проспекте. Сейчас в Петербурге и Ленобласти 73 ресторана, из которых 61 уже прошел модернизацию, рассказывает Семенов. Всего в России у сети 574 ресторана, которые ежедневно обслуживают более 1,1 млн человек, следует из материалов компании. По словам Семенова, на Петербург и область приходится 12–15% выручки сети, потребительский поток здесь составляет 160 000 человек.

Инвестиции в развитие всей российской сети в 2016 г. составят около 9 млрд руб., рассказал Семенов. В этом году компания запустит 60–65 ресторанов и примерно 60 в 2017 г., в том числе в новых для сети регионах и городах (в частности, недавно состоялись открытия в Новокузнецке, Кемерове и Томске). Дальний Восток компания пока не рассматривает из-за отсутствия системы поставок. Семенов предполагает, что «Макдоналдс» сможет прийти туда через 8–10 лет.

Любители перекусить

По данным Ipsos Comcon, в первом полугодии 2016 г. фастфуд (в том числе уличные точки питания) посещал 31% петербуржцев старше 16 лет, тогда как в целом по стране в рестораны быстрого питания ходит только каждый пятый россиянин. На конец 2015 г. в Петербурге было 5150 заведений общепита.

Ежегодный план по открытиям в России для компании «Амрест», управляющей ресторанами Pizza Hut, KFC и др., – это 20–30 точек, в том числе в Петербурге, говорил в середине августа «Ведомостям» административный директор компании Андрис Драгунас. Сеть быстрого питания «Теремок» планирует открыть в Петербурге до конца года шесть ресторанов, а не восемь, как планировалось. Стоимость открытия одной точки у «Теремка» – от 15 млн до 30 млн руб. в зависимости от сложности и площади, ужесточились требования к рентабельности проектов, кроме того, в городе нехватка новых проектов торговых центров, в следующем году «Теремок» будет открывать рестораны в пригороде, объясняет совладелец и гендиректор сети Виталий Свидовский.

Иностранные концепции фастфуда чувствуют себя неплохо в кризис и выигрывают по соотношению цены и качества у российских сетей, считает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков.

85% поставщиков «Макдоналдса» в России – местные производители, в конце сентября планируется закладка первого камня завода по производству картошки фри, партнер сети в этом проекте – «Белая Дача», говорит Семенов. «Макдоналдс» продолжает сотрудничество с производителем яиц «Роскар», заводом «Галактика» и др., рассказывает он.

Свидовский отмечает, что качество продуктов от локальных поставщиков улучшилось, появилась стабильность. В «Теремке» около половины поставок – местные, у зарубежных партнеров сеть покупает свинину, говядину, рыбу и др.

По данным Петростата, оборот общественного питания в Петербурге вырос за январь – июль на 6,5% до 36,1 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Рынок питания в 2017 г. будет стагнировать или покажет минимальный рост в 1–2%, ожидает Семенов. Падение продаж остановилось, это стабилизация, а не рост, говорит Свидовский. У рынка есть потенциал роста, считает Драгунас.

Семенов в этом году ожидает в России прирост выручки, прибыльность планирует удержать на прошлогоднем уровне и даже немного улучшить. Абсолютных показателей управляющий не раскрыл.