Минфин предложил акциз на сладкие напитки
Если идею одобрят, бюджет получит 80 млрд рублей в 2017–2019 годахИдею ввести налог на сахар и жир Минфин России впервые обнародовал в феврале этого года. Затем от акциза на пальмовое масло решено было отказаться, а на сахар, видимо, нет. В середине мая замминистра финансов Илья Трунин называл акцизы на напитки с сахаром «мировым трендом». «Мы продолжаем прорабатывать [этот вопрос]. По сахаросодержащим напиткам <...> различные варианты налогообложения в мире используются, мы не будем выбиваться из какого-то тренда», – цитировал тогда Трунина ТАСС.
Как стало известно «Ведомостям», Минфин предлагает ввести акциз на напитки с добавлением сахара и/или других подслащивающих и вкусоароматических веществ в размере 5 руб. за 1 л. Инициатива содержится в материалах к совещанию о дополнительных доходах в бюджет на 2017–2019 гг., которое прошло у вице-премьера Игоря Шувалова ранее на этой неделе; «Ведомости» ознакомились с материалами. Акциз позволит увеличить поступления в бюджет в 2017 г. на 25 млрд руб., в 2018 г. – на 27 млрд руб. и в 2019 г. – на 28 млрд руб., следует из предложений Минфина (см. также статью на стр. 01). Чиновник финансово-экономического блока и другой федеральный чиновник это подтвердили.
Собеседники «Ведомостей» не уточнили, с каких именно напитков планируется взимать акциз. Представители Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказались. Представитель Минфина не ответил на запрос. В Минэкономразвития, по словам его представителя, не поступали предложения Минфина об акцизе на сладкие напитки.
Несладкий опыт
С января 2014 г. в Мексике действует налог в 1 песо за литр сладких газированных напитков. Цена на безалкогольные напитки в стране повысилась на 9–18% в зависимости от тары. Спустя год продажи сладкой газировки упали на 12%, по данным исследования журнала The BMJ. В Дании акциз на сладкие газированные напитки ($0,1–0,28 за 1 л в зависимости от концентрации сахара) отменен в 2013 г., причина – заполнение датского рынка газированными напитками из Германии и Швеции, где акциза не было. Правительство Дании подсчитало, что ежегодно недополучает 38,9 млн евро от неуплаты НДС.
Акциз на сладкие напитки будет губителен для отрасли, предупреждает президент Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН) Дмитрий Петров. Продажи сладких газированных напитков по отдельным категориям из-за кризиса уже сократились за год на 10–15% в натуральном выражении, а в регионах банкротятся небольшие предприятия, перечисляет он (см. график). Это не продукт первой необходимости, люди отказываются от газировки и без введения сборов, напоминает Петров. При экономической нестабильности и затяжном кризисе любые дополнительные ограничения для бизнеса могут иметь серьезные последствия, соглашается представитель пивоваренной компании «Балтика» (входит в Carlsberg; производит безалкогольные напитки Flash Up, квас «Хлебный край» и др.).
Подорожание сладких безалкогольных напитков на 1% ведет к падению их продаж на 1,5%, говорит Петров. Получается, при введении предложенного Минфином размера налога продажи дешевых напитков стоимостью около 30 руб. (почти половина рынка) упадут на 20–25%, что критично для большинства предприятий отрасли, подсчитал эксперт.
Ввести налог на сахаросодержащие напитки прежде всего сложно с точки зрения администрирования, говорит представитель крупного производителя напитков. Если чиновники так хотят обложить налогом вредные сладкие продукты, почему просто не увеличить НДС на сахар с 10 до 18%, что поставило бы всех производителей в равные условия, удивляется он.
Представитель Danone (производит в том числе питьевые йогурты) от комментариев отказался, выразив надежду, что нововведения если и будут, то не коснутся молочной продукции. Менеджер другого крупного производителя молочной продукции напомнил: в странах, где действует подобная норма в отношении сахаросодержащих напитков, молочные продукты с добавлением сахара выведены из-под действия такого закона (см. врез).
Представители PepsiCo в России (бренды Pepsi, Lipton Ice Tea, соки и нектары «Фруктовый сад», «Любимый») и российского подразделения Coca-Cola (Coca-Cola, Nestea, «Моя семья», «Добрый» и др.) от комментариев отказались, отметив, что их позиция представлена СПБН. Получить комментарии крупного отечественного производителя соков – компании «Сады Придонья» не удалось.