«Газпрому» предстоит борьба за российский рынок

Цены на газ в Европе будут низкими в ближайшие годы, а внутри страны, наоборот, укрепятся вместе с рублем
На фоне падения экспортных цен на газ и девальвации рубля внутренний рынок становится все важнее для «Газпрома». Но монополия продолжает его терять
На фоне падения экспортных цен на газ и девальвации рубля внутренний рынок становится все важнее для «Газпрома». Но монополия продолжает его терять / А. Гордеев / Ведомости

Низкие цены на нефть резко повысили важность российского газового рынка для «Газпрома», следует из расчетов Fitch. В 2015 г. средняя цена для Европы ($246 за 1000 куб. м) была в 4 раза выше среднероссийской цены ($59 за 1000 куб. м), а экспортный нетбэк (цена минус экспортная пошлина и затраты на транспорт) – в 2,2 раза.

Доля «Газпрома» на внутреннем рынке неуклонно снижается: в 2010 г. монополия добывала 80% газа от общей добычи, но по итогам 2015 г. – только 66%. В 2015 г. «Газпром» продал на внутреннем рынке на 5,5% меньше газа (221 млрд куб. м), а «Роснефть» – больше на 3,8% (58,7 млрд куб. м). «Новатэк» снизил продажи на 7% до 62,5 млрд куб. м. За шесть месяцев 2016 г. продажи «Газпрома» на внутреннем рынке упали на 5% до 123 млрд куб. м, оценивает Гривач. «Новатэк» и «Роснефть», наоборот, нарастили продажи на 4,6% и 11% соответственно.

Цены на газ в долгосрочных контрактах «Газпрома» частично привязаны к ценам на нефть, так что в 2016 г. экспортный нетбэк ($85 за 1000 куб. м) превысит внутренние цены ($55 за 1000 куб. м) только в 1,5 раза, говорится в отчете агентства. Сейчас этот разрыв еще меньше – всего 40%, уточняет замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Ситуация сохранится в ближайшие годы: в 2017 и 2018 гг. нетбэк останется в 1,5 раза выше внутренних цен, в 2019 г. – в 1,6 раза, подсчитал младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Европейские цены на газ, достигнув дна в 2016 г., вероятно, начнут восстанавливаться вслед за ценами на нефть, но вряд ли достигнут значений 2011–2014 гг., объясняет он. Кроме того, долларовая маржинальность внутренних продаж также возрастет за счет умеренного укрепления рубля, добавляет он.

«Газпром» теряет долю рынка, так как продает газ по регулируемой цене, в то время как цена для независимых компаний не регулируется и они уводят у «Газпрома» высокомаржинальных потребителей. «Газпром» сможет отвоевать долю рынка, если получит право давать скидки отдельным категориям потребителей, говорит Гривач. Ведомства уже обсуждают пилотные проекты в трех регионах (Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО), где «Газпром» получит право продавать газ по более гибким ценам, напоминает Гривач. Но чем завершится этот эксперимент и сможет ли «Газпром» действительно предоставлять скидки потребителям так же, как независимые, прогнозировать сложно, добавляет он.

Из-за падения экспортных цен маржинальность продаж «Газпрома» будет ухудшаться, в этом году свободный денежный поток будет в лучшем случае нулевым, говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. С другой стороны, финансовых проблем у монополии быть не должно: «Газпром» эффективно привлекает деньги, несмотря на санкции, добавляет он. Независимые компании планируют агрессивно наращивать добычу газа в стране (план «Роснефти» к 2020 г. – 100 млрд куб. м. – «Ведомости»), и, если регулирование цен для «Газпрома» сохранится, продолжат вытеснять монополию. Для «Газпрома» это может обернуться снижением общего объема продаж: конкуренция на глобальном газовом рынке обостряется, а спрос ограничен и перенаправить свободные объемы с российского рынка за рубеж будет непросто, заключает аналитик.