Аркадий Ротенберг создал Национальную газовую группу

Первый ее проект – освоение месторождений с «Газпромом»
Аркадий Ротенберг решил попробовать себя в добыче газа
Аркадий Ротенберг решил попробовать себя в добыче газа / Михаил Метцель / ТАСС

Бизнесмен Аркадий Ротенберг и его давний партнер Артем Оболенский учредили ООО «Национальная газовая группа» (НГГ), следует из данных «СПАРК-Интерфакса».

Структура станет управляющей компанией для ЗАО «Русгаздобыча», которое недавно стало партнером «Газпрома» для разработки Парусового, Северо-Парусового и Семаковского месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе, сказал источник, близкий к НГГ. Представители «Газпрома», Ротенберга это не комментируют. Оболенский не ответил на запрос «Ведомостей».

Чем владеет

Аркадию Ротенбергу принадлежат «Стройгазмонтаж» (100%), «Минудобрения» (80%), TPS Avia (34,7%), «СМП банк» (37,97%), «Красный квадрат» (100%), «Трубный металлопрокат» (100%). Состояние в 2016 г. – $1 млрд (75-е место в рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России»). Сумма государственных заказов, полученных в 2015 г. компаниями, подконтрольными Ротенбергу, – 555,5 млрд руб. (1-е место в рейтинге Forbes «Короли госзаказа»). В 2014 г. Ротенберг оказался в санкционных списках ЕС и США и продал сыну Игорю 75,5% акций «Газпром бурения», 26% акций «Мостотреста» и 33% «ТПС недвижимости». Он является генеральным директором спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева».

НГГ зарегистрирована 9 августа 2016 г. Ротенбергу принадлежит 51% уставного капитала, Оболенскому – 49%. Последний является также генеральным директором НГГ и «Русгаздобычи».

Учредители «Русгаздобычи» – ЗАО «Русская холдинговая компания» (99%) и Оболенский (1%), по данным «СПАРК-Интерфакса». ЗАО «Русская холдинговая компания», в свою очередь, принадлежит кипрской «Олпон инвестменст лимитед».

Управляющая компания может быть нужна для консолидации и других активов в газовом или нефтегазовом сегменте, считает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. Появление НГГ выглядит довольно неожиданно, это может быть менеджерский ход для упрощения управления активами, говорит директор Small Letters Виталий Крюков.

«Русгаздобыча» и «Газпром» подписали соглашение об основных условиях реализации совместного проекта по разработке Парусового, Северо-Парусового и Семаковского месторождений во время Петербургского международного экономического форума. «Газпром» выиграл право пользования недрами Парусового участка в 2006 г. за 1,21 млрд руб. (извлекаемые запасы нефти по категории С1 + С2 – около 10,3 млн т, газа – 46,6 млрд куб. м, данные на 2006 г.). Группа месторождений находится вблизи действующей инфраструктуры Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпрома».

Согласно прежним планам «Газпрома» группа Парусовых месторождений должна была давать до 12 млрд куб. м газа в год, ввод в эксплуатацию был намечен на 2017–2021 гг., а Семаковское с Антипаютинским – 18 млрд куб. м с вводом в 2023–2024 гг., напоминает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. «Очевидно, компания отложила их разработку», – полагает аналитик. Производственные мощности «Газпрома» на Ямале используются не в полной мере – не хватает спроса на газ, поэтому Парусовые и Семаковское месторождения пойдут в разработку не раньше 2025 г., считает он.

У Ротенберга большой опыт в строительстве для газовой отрасли, говорит Корнилов. Но самостоятельно разрабатывать газовые месторождения в России независимым игрокам тяжело. Продавать сухой газ на внутреннем рынке без доступа к экспорту означает низкую маржу и длинные сроки окупаемости. Но у «Новатэка» и «Роснефти» есть возможность экспортировать нефть и газовый конденсат, считает Корнилов. Ротенберг, вероятно, хочет диверсифицировать бизнес, учитывая перспективность инвестиций в газовые активы в будущем, полагают аналитики. «Все знают про участие компаний Ротенберга в строительных проектах «Газпрома», но добыча – это достаточно новая история, – говорит директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин. – Если станет известно, что новая компания создана именно для участия в добыче, а не для поставок или инжиниринга, это может быть почти революция в распределении и балансе сил на газовом рынке».