Uber расширяет сеть такси, кредитуя водителей

В 2017 году число таксистов, получивших машину в долг у Uber, может вырасти до 100 000
Uber расширяет сеть такси, кредитуя водителей для покупки машин
Uber расширяет сеть такси, кредитуя водителей для покупки машин / Ted S. Warren / AP

В 2014 г., когда у Грейс Мора возникли финансовые трудности, сын посоветовал ей стать водителем такси и подключиться к Uber. У Грейс была плохая кредитная история, возможности взять заем на машину были ограничены. Но она получила кредит от одного из партнеров Uber – Exeter Finance, которой теперь каждую неделю отдает часть своего заработка таксиста.

Подобных случаев тысячи: Uber использует такую схему для расширения сети партнеров, помогая водителям обзавестись автомобилем. В 2015 г. более 50 000 водителей, сотрудничающих с Uber, получили машины именно так. В этом году их число, как ожидается, может вырасти до 100 000.

Сервис по вызову водителей Uber вкладывает немалые средства в развитие программы кредитования. Компания при поддержке Goldman Sachs и нескольких банков с Уолл-Стрит создала фонд на $1 млрд, а ее дочерняя Xchange Leasing занимается покупкой машин и сдачей их в аренду.

Кроме того, Uber в партнерстве со стартапом Clearbanc опробует финансовую схему Advance Pay («авансовый платеж»), позволяющую новым партнерам-водителям получить беспроцентный кредит на $1000. Заемщики выплачивают долги из заработанных извозом денег.

За шесть лет существования Uber распространила бизнес по всему миру. Зачастую ей приходилось преодолевать сопротивление местных регуляторов и объединений таксистов. Сейчас компания работает более чем в 60 странах. Благодаря столь быстрой экспансии Uber стала самой дорогой частной компанией Кремниевой долины – ее бизнес оценивается в $68 млрд.

Фирменный магазин

«Uber идет по пути вертикальной интеграции и превращается скорее в Uber-банк», – считает профессор финансов Бостонского университета Марк Уилльямс. Такая модель напоминает ему схему работы фирменного магазина, а условия займов он считает «обременительными». «Если Uber хочет работать на массовом рынке автолизинга, это прекрасно, но они не должны преподносить это как какую-то выгоду для водителей. Все имеет свою цену», – рассуждает Уилльямс.

Недавно Uber продала китайский бизнес местному конкуренту Didi Chuxing. Теперь американская компания использует денежные запасы – более $10 млрд – для ускорения экспансии. Вероятно, главной проблемой для Uber до сих пор было недостаточное число водителей и машин в системе вызова такси. Кредитование и аренда – одно из решений.

Поначалу бизнес Uber строился с минимальным количеством материальных активов – у компании не было собственных машин, она сама не нанимала водителей. В последнее время следовать этой стратегии стало труднее, и Uber начала инвестировать в собственный автопарк в ряде регионов.

В Сингапуре ее подразделение Lion City Rentals уже предлагает в аренду автомобили. В Индии, где отсутствие централизованной системы оценки заемщиков создает риски, арендой машин для Uber занимается Xchange Leasing. «Для нас оценка заемщика не главный критерий, нам важно предоставить машины как можно большему числу людей», – говорит Амит Джайн, президент Uber India. По программе сервиса арендовано несколько тысяч машин; традиционным проверкам кредитоспособности компания предпочитает проверку биографии заемщика. «Если кто-то не в состоянии сделать очередной платеж по кредиту, он просто возвращает машину», – говорит Джайн.

Перевел Александр Силонов