«Севергрупп» Алексея Мордашова может купить 27,8% Европейского медицинского центра
Рынок медуслуг пока растет, но только за счет роста цен«Севергрупп» Алексея Мордашова интересуется покупкой у инвестфонда Baring Vostok Capital Partners 27,8% группы «Европейский медицинский центр» (GEMC), рассказал «Ведомостям» топ-менеджер одной из медицинских компаний. Интерес был, подтвердил человек, близкий к одной из сторон переговоров. «Севергрупп» не комментирует возможные приобретения, сказал ее представитель, но медицинским бизнесом она интересуется.
О том, что фонд Baring начал искать покупателя на 27,8% GEMC, писала в конце июля газета «Коммерсантъ». Гендиректор управляющей GEMC компании «Менеджмент будущего» Андрей Яновский о переговорах между Baring Vostok и «Севергрупп» не слышал.
GEMC с выручкой 123 млн евро в 2015 г. – один из трех крупнейших участников рынка коммерческой медицины, уверен Яновский. У группы четыре медицинских центра в Москве. Baring Vostok стал ее совладельцем в 2012 г., когда аффилированная с ним компания Dehus Dolmen Nominees Ltd. приобрела за $100 млн 27,8% акций United Medical Group Ltd. (владеет GEMC). Оставшиеся 72,2% – у бывших совладельцев компании «Нидан соки» Игоря Шилова, Леонида Шаймана и Чабы Бальера. Связаться с ними не удалось.
«Севергрупп» управляет активами в интересах Мордашова. Ее крупнейшие активы – 79,2% «Северстали», 90,7% Nord Gold, 100% «Силовых машин», доли в туроператоре TUI, ритейлере «Утконос» и др. Сам Мордашов занимает 6-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России 2016 г., его состояние Forbes оценивает в $10,9 млрд.
Baring Vostok может продать пакет на 20–30% дороже, чем покупал, считает Давид Мелик-Гусейнов, директор ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» департамента здравоохранения Москвы. Консультант со стороны продавца – «ВТБ капитал», знают анонимные собеседники «Ведомостей». Представители Baring Vostok и ВТБ от комментариев отказались.
В 2015 г. российский рынок официальной коммерческой медицины вырос на 9,3% до 462,9 млрд руб., но только за счет подорожания услуг, говорит представитель BusinesStat. Растут затраты клиник на оборудование, расходные материалы, коммунальные платежи, импортные лекарства, объясняет он. Кроме того, люди обращались в коммерческие клиники из-за снижения доступности бесплатной медицинской помощи: сокращение медучреждений коснулось не только городов, но и некоторых населенных пунктов, где были только фельдшерско-акушерские пункты, напоминает представитель BusinesStat. По количеству оказанных услуг сектор официальной коммерческой медицины в 2015 г. просел на 8,4%, отмечает он. Сами компании сетовали на уход многих корпоративных клиентов, решивших не продлевать полисы ДМС.
Клиники GEMC работают в верхнем ценовом сегменте, где платежеспособный спрос сохраняется, оптимистичен Мелик-Гусейнов.
Выручка крупнейшей российской сети медицинских клиник «Мать и дитя» увеличилась в 2015 г. на 32% до 9,5 млрд руб., EBITDA – на 28% до 2,6 млрд руб., без учета новых клиник рост составил 17 и 25% соответственно. А вот у группы «Медси» (владелец одноименной сети клиник) доходы сократились в 2015 г. на 15,7% до 8,2 млрд руб., группа завершила год со 127 млн руб. чистого убытка против 261 млн прибыли годом ранее. В конце 2014 г. у группы закончился контракт на обслуживание госслужащих, который обеспечивал 24% общей выручки, объясняла она.
У рынка медицинских услуг хороший потенциал, не сомневается партнер EY Дмитрий Халилов, об этом свидетельствуют как планы компаний по развитию, так и попытки государства определить правила игры на этом рынке.