Покупатель «Роснефти» не сможет заключить акционерное соглашение с BP

Государство хочет сохранить влияние на эту госкомпанию
Правительство не хочет попадать в зависимость от миноритариев «Роснефти»
Правительство не хочет попадать в зависимость от миноритариев «Роснефти» / Д. Абрамов / Ведомости

Одним из условий для потенциальных покупателей 19,5% «Роснефти» станет запрет на заключение акционерного соглашения с BP, рассказали два федеральных чиновника и инвестор, интересовавшийся приватизацией госкомпании. Изначально договаривались о том, что потенциальный покупатель не должен иметь какого-либо конфликта интересов, отсюда и появилось понимание необходимости такого соглашения, объясняет один из чиновников, это изначально был консенсус и менеджмента, и чиновников. Правительство собирается продать долю в «Роснефти» до конца года. Впрочем, есть вероятность, что правительство не успеет, сказал 5 августа министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Британской компании принадлежит 19,75% «Роснефти». После приватизации у государства через «Роснефтегаз» останется 50% плюс 1 акция.

Представитель ВР от комментариев отказался, представители «Роснефти» и инвестиционного консультанта правительства – банка Intesa не ответили на запрос «Ведомостей». Получить комментарии представителя первого вице-премьера Игоря Шувалова не удалось.

В течение нескольких недель ожидаются предварительные предложения консультанта по инвесторам, желающим принять участие в сделке, и срокам ее проведения, сказал представитель Минэкономразвития: «Затем эта информация будет изучена Минэкономразвития и направлена в правительство для принятия соответствующих решений». Информацию об акционерном соглашении он не комментирует.

Спрос со стороны инвесторов на «Роснефть» большой, сказал 8 августа Улюкаев. Об интересе к приватизации пакета заявляли китайские CNPC и Sinopec, представитель ONGC говорил, что готов изучить возможность участия в приватизации «Роснефти».

А вот ВР принимать участия в торгах не собирается.

В качестве базового варианта рассматривается продажа одному или нескольким стратегическим инвесторам, сообщал в июле «Интерфакс» со ссылкой на директиву представителям интересов России для участия в заседании совета директоров «Роснефтегаза» от 8 июля.

Правительство также установило несколько квалификационных требований к покупателям: нельзя будет продавать пакет в течение трех лет, к тому же новый акционер должен будет заключить соглашение, которое обяжет его голосовать за кандидатов от государства в совет директоров «Роснефти». Также претендент должен подтвердить потенциал синергии своих активов и «Роснефти» и создания добавленной акционерной стоимости за счет привлечения инвесторов.

За 19,5% в «Роснефти» государство планирует получить не менее 700 млрд руб. В понедельник на Московской бирже этот пакет стоил 679 млрд руб.

Акционеры компании (все или некоторые) заключают соглашение с целью урегулировать отношения между собой на будущее, чтобы заранее договориться о решении спорных вопросов, отмечает партнер Art de Lex Ярослав Кулик. В соответствии с российскими правилами раскрытия информации факт заключения акционерного соглашения публичное общество должно раскрыть, но сначала сами участники должны уведомить общество (при этом содержание самого соглашения раскрывать не требуется), объясняет он.

Если потенциальный покупатель объединится с ВР, они на двоих могут провести трех членов в совет директоров (в совете девять человек, из которых два независимых) либо голосовать согласованно по определенным вопросам повестки дня, говорит партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Государство предлагает будущему покупателю остаться как минимум нейтральным по отношению к ВР, отмечает Панченков.

Государство хочет избежать концентрации контроля у крупной иностранной компании, которая имеет сильные позиции в России, считает партнер Nektorov, Saveliev & Partners Александр Некторов. Сейчас у ВР нет блокпакета, а при заключении акционерного соглашения ВР и новый акционер могут вмешиваться в управление компанией. «Роснефтегаз» может не набрать необходимого количества голосов на общем собрании акционеров или в совете директоров для принятия нужного ему решения. Так, для решения вопроса о внесении изменений в устав, реорганизации компании, одобрении крупной сделки и т. д. нужно набрать не менее 75% голосов, говорит Кулик.

Не ясно, каким образом будет обеспечено исполнение запрета на заключение акционерного соглашения, учитывая, что такое право предоставлено любому акционеру законом, говорит Кулик: «Правительство своим распоряжением не может блокировать права, предоставленные законом. Поэтому, видимо, внутри приватизационной документации будет добровольное согласие претендента, закрепляющее отказ от прав». Такое условие ограничит привлекательность для потенциальных покупателей, считает он.