«ВЭБ-лизинг» взыскивает с «Якутии» $2,7 млн за лизинг двух Sukhoi SuperJet 100

«Якутия» не единственная, кто не платит за российские лайнеры
«Якутия» после «Аэрофлота» и его «дочек» – крупнейшая в России авиакомпания под контролем государства
«Якутия» после «Аэрофлота» и его «дочек» – крупнейшая в России авиакомпания под контролем государства / М. Стулов / Ведомости

«Якутия» после «Аэрофлота» и его «дочек» – крупнейшая в России авиакомпания под контролем государства. В 2015 г. она перевезла 634 289 пассажиров (-34,5% к 2014 г.), в первом полугодии 2016 г. – 265 044 (-4,6% год к году). В парке у «Якутии» шесть Ан-24 и шесть Bombardier, четыре Вoeing 737, один Вoeing 757 и три SSJ100 (третий поставила ГТЛК в конце 2015 г. в рублевый лизинг – по курсу доллара на 5 августа, месячный платеж за него в полтора раза меньше, чем за суда от «ВЭБ-лизинга»). Представители «Якутии», ВЭБа и «ВЭБ-лизинга» на запросы не ответили.

Иск к авиакомпании «Якутия» «ВЭБ-лизинг» подал в московский арбитраж: он взыскивает $1,7 млн задолженности и $1 млн будущих лизинговых платежей, говорится в акте на сайте суда. «ВЭБ-лизинг» поставил «Якутии» в 2013 г. два самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), авиакомпания задолжала по лизинговым платежам, знают топ-менеджеры двух лизинговых компаний. Месячный лизинговый платеж за один SSJ100 составляет $180 000–200 000, т. е. «Якутия» просрочила выплаты за четыре-пять месяцев.

Обслужили в долг

170 млн руб. – иск на такую сумму подал к «Якутии» аэропорт Якутска (принадлежит республике). Рассмотрение начнется 8 августа

«Якутия» в тяжелом положении: в прошлом году у нее был убыток от продаж на 821 млн руб., а небольшую прибыль ей позволила получить субсидия от республики в 2 млрд руб. Если авиакомпания выживет благодаря поддержке республики, то «ВЭБ-лизингу» логичнее оставить суда у нее и добиваться погашения долга через суд, считает топ-менеджер лизинговой компании: «Если искать других лизингополучателей, то ставки будут ниже и «ВЭБ-лизинг» потеряет деньги». «ВЭБ-лизинг» никому их не сможет поставить, авиакомпании работают в убыток, очереди из желающих получать SSJ100 нет», – согласен человек, близкий к Минтрансу. Пассажиропоток российских авиакомпаний в первом полугодии сократился до 37,8 млн человек (-8,5% год к году). Скорее всего, «Якутия» и «ВЭБ-лизинг» подпишут соглашение о рассрочке по выплате долга, считает собеседник. «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС ) участвуют в урегулировании отношений между лизингодателем и лизингополучателем, прорабатывается несколько вариантов оказания содействия «Якутии», чтобы она продолжала эксплуатацию судов», – говорит представитель ГСС.

Авиакомпания «Якутия»

Владелец – минимущество Якутии (100%).
Выручка (РСБУ, 2015 г.) – 7,5 млрд руб.
Чистая прибыль – 212 000 руб.

«Якутия» не первая, с кем в этом году судятся лизингодатели SSJ100. Их производитель ГСС взыскивает с Red Wings около 350 млн руб. долгов за SSJ100. ГСС уже забрала у Red Wings все пять SSJ100. В 2015 г. контракт на два SSJ100 с ГТЛК заключили «Бурятские авиалинии», в парке которых были только грузовой вертолет и три Ан-24. Но SSJ100 так и не были поставлены – сейчас кредиторы добиваются банкротства авиакомпании, а Росавиация запретила летать за рубеж. Исков от лизинговых компаний к перевозчикам за иностранные суда в базе нет. «Когда несколько лет назад начали поставляться SSJ100, это был единственный самолет, который можно было взять в лизинг без стартового платежа и с рассрочкой платежей, вносить платежи не в полном объеме», – объясняет топ-менеджер авиакомпании.