Компания Геннадия Тимченко начала производство квасов

Этот рынок более уcтойчив в кризис по сравнению с другими безалкогольными напитками
Производители кваса верят в рост рынка в ближайшие годы/ «Издательский дом «Гастроном»

Производитель напитков «Акваника» в начале лета стал выпускать новый продукт – квас, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Владимир Иванов. Квас под брендом «Иванов квас» фасуется в бутылки 1,5 л, показатели производства Иванов не раскрыл.

«Акваника» входит в инвестгруппу Volga Group Геннадия Тимченко. Ее стратегические направления инвестиций – энергетика, транспорт и инфраструктурные проекты, сказано на сайте компании. В рамках диверсификации группа вкладывается также в компании в сфере финансов, потребительских товаров и агрокомплекса. До июля 2014 г. Volga Group принадлежала 30%-ная доля в компании «Русское море» (в июле 2014 г. ее приобрел зять Тимченко Глеб Франк). А два года назад Volga Group решила заняться садоводством и приобрела 40% крупного производителя яблок «Алма груп».

Основные бренды «Акваники» – вода Aquanika, соки Mugo и безалкогольные напитки «Министерство газировки» и др. В 2011 г. компания запустила собственное производство в Нижегородской области (проектная мощность – до 500 млн л в год), инвестиции составили около 4 млрд руб. Квас разливается на этом же заводе. Больших дополнительных инвестиций новое производство не потребовало, уточняет Иванов, но точную цифру не называет. Компания решила начать выпускать квас, так как он популярен у российского потребителя, пояснил Иванов.

Рынок уже поделен между крупнейшими производителями, завоевать заметную долю будет непросто, считает директор по продажам «Очаково» Владимир Ефремов. Крупнейший игрок – новгородская «Дека» (квас «Никола» и др.). В 2015 г. она, по данным ее годового отчета, занимает 35% рынка кваса, «Очаково» – 17% («Очаковский», «Квасенок» и др.), PepsiCo – 10%, «Балтика» (бренд «Хлебный край») – 5%. В 2015 г. рынок кваса снизился на 12% до 51,7 млн дал, что связано с падением доходов населения России, а также с холодным летом в европейской части страны, указывала «Дека».

Но по сравнению с другими напитками рынок кваса довольно устойчивый, отмечает Ефремов. Потребители хоть и экономят на напитках, но переключаются на квас, так как воспринимают его как более полезный, считает он. В 2015 г. рынок безалкогольных напитков просел на 10–15% по сравнению с 2014 г., говорил ранее «Ведомостям» президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров. В 2016 г. падение продолжилось, но меньшими темпами – примерно на 5–10%. А продажи кваса даже росли в первом полугодии 2016 г. и вернулись на докризисные уровни 2014 г., знает Ефремов. «Дека» в ближайшие пять лет ждет возобновления роста рынка, согласно ее отчету, в среднем на 5–8% в год.

«Акваника» в июне – июле продавала примерно 800 000 л кваса в месяц, рассказал Иванов. Продукция, по его словам, продается на европейской части России через дистрибуторов и торговые сети (например, X5, «Магнит» и др.).

800 000 л – это небольшие продажи, отмечает Ефремов. Некрупные производители периодически появляются на рынке, но быстро уходят, поскольку не выдерживают высоких требований к качеству этого продукта, отмечает он.