Авиакомпания «Победа» берет комиссию в 2% за оплату билетов картой
Роспотребнадзор считает это нарушением прав потребителей, но ничего не предпринимает: жалоб нетЛоукостер «Победа» («дочка» «Аэрофлота») взимает сбор за обработку платежа по банковской карте в размере 2% от суммы, говорится на его сайте. Другие варианты – в салоне «Евросети» или терминалах Qiwi с комиссией 3%, а без комиссии можно заплатить только наличными в терминале SprintNet в аэропорту «Внуково», базовом для авиакомпании.
Базовая комиссия банка-эквайера за обработку платежа в интернете составляет 1,6%, рассказывает сотрудник вендорной компании, а если продавец, которого обслуживает банк, не выполняет норму по оборотам, банк вправе повысить комиссию. Эквайер «Победы» – Альфа-банк, говорится на ее сайте, Альфа-банк также обслуживает и платежи «Аэрофлота». Представитель банка указал, что комиссия за эквайринговое обслуживание – это конфиденциальная информация, представитель «Победы» на вопрос о размере комиссии не ответил.
Закон о защите прав потребителей запрещает продавцу при оплате товаров (работ, услуг) устанавливать различные цены на один вид товара в зависимости от способа оплаты (наличный расчет или в рамках применяемых форм безналичных расчетов), говорится в ответе Роспотребнадзора на запрос «Ведомостей». Представитель ведомства добавил, что потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор для принятия решения о привлечении продавца к административной ответственности.
Авиакомпания не зарабатывает на комиссии за обработку платежа: ее устанавливают банки и платежные агенты, объяснил разный размер комиссий представитель «Победы». «Таким образом, нельзя говорить о нарушении авиакомпанией закона о защите прав потребителей, так как размер тарифа ни при каких условиях не изменится при покупке авиабилета», – полагает он.
Как карта ляжет
Крупнейший европейский лоукостер – Ryanair при оплате картой на своем сайте берет комиссию в зависимости от типа карты: чем выше уровень карты, тем дороже для банка ее эквайринг. При оплате картами Visa Electron, Visa Debit, Visa Connect и MasterCard Debit комиссии нет. В остальных случаях – при оплате Visa, MasterCard и American Express – компания взимает комиссию.
Эксперты считают иначе. Российское законодательство не позволяет дискриминировать ту или иную форму оплаты, говорит предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «В данном случае не только дискриминация способа оплаты, но и еще дезинформация о тарифе: вряд ли клиенты часто оплачивают билеты наличными в терминале во «Внуково», предполагаю, что 99% билетов оплачивается банковскими картами. И логично, если авиакомпания включит комиссии в свой тариф, поскольку фактически клиент всегда платит эти 2%», – рассуждает он.
«Нарушение, на мой взгляд, очевидно, особенно учитывая, что сама «Победа» указала на сайте, что 2% – это «сбор авиакомпании» за «дополнительную услугу», а не комиссия банка», – рассуждает партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Несмотря на то что запрет на установление различных цен в зависимости от способа оплаты вступил в силу в конце 2014 г., уже есть судебная практика применения этой статьи, указывает он, ссылаясь на четыре судебных разбирательства в картотеке арбитражных дел. Во всех делах фабула примерно одинаковая, продолжает он: Роспотребнадзор по жалобе потребителя штрафовал компанию за установление доплат при оплате способом, отличным от оплаты наличными, а суды его поддерживали. «Это все решения на уровне апелляции, кассационных жалоб в картотеке не видно, скорее всего компании их не подавали, учитывая размер штрафа (десятки тысяч рублей во всех случаях) и очевидность нарушения», – считает Тертычный.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, разбирая спор компании «Вэртас-Мурманск» с управлением Роспотребнадзора, указывает на несостоятельность довода компании, что оплата за наличный расчет и банковской картой – это услуга, которая осуществляется разными технологическими способами. Действия исполнителя услуги в том или ином случае (с использованием компьютерных систем, контрольно-кассовой техники, пошаговые действия работника и проч.) – это лишь элементы предлагаемой потребителю услуги: оформление авиабилетов по России и в страны СНГ, а расчет – это лишь способ оплаты услуги, который должен иметь единую цену для потребителя.
Фактически билет на «Победу» за наличные обойдется клиенту дешевле, чем при оплате картой, констатирует предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. В то же время, продолжает она, если подходить формально, то получается, что комиссию берет не сама авиакомпания, а ее партнеры. «Важен и сам размер комиссии: почему именно 2% – нельзя было договориться дешевле?» – рассуждает она.
«Это нормальная практика для лоукостера – вводить комиссию за любую дополнительную услугу», – считает один из банкиров.
Комиссию за платеж по карте берет не только «Победа» – такая практика распространена, например, среди автодилеров, где суммы покупок таковы, что процент, который торговец платит банку за операцию, исчисляется тысячами рублей. «Ведомости» опросили пять крупнейших автосалонов России – ни один из них не взимает комиссию за оплату наличными. Если потребитель хочет оплатить покупку автомобиля кредиткой, то в одном салоне комиссия составит 2%, в другом – 1,73%, причем процент может изменяться в зависимости от того, картой какого банка расплачивается клиент. В трех остальных салонах комиссия зависит от цены автомобиля либо расплатиться картой нельзя.
Комиссия при оплате картой берется с покупателя, ее размер зависит от суммы покупки, говорит коммерческий директор «Автоспеццентра» Александр Зиновьев. При оплате автомобиля дилеры стараются не принимать карты: при больших покупках максимальный размер комиссии не ограничен, а расходы ложатся на дилера, но комиссия в целом значительно меньше 2%, отмечает заместитель финансового директора «Автомира» Юлия Яровенко. По оплате сервисных услуг суммы гораздо меньше и ограничений нет, картой оплачивают в 20–30% случаев. Часто покупатели оплачивают автомобиль банковским переводом, в этом случае расходы ложатся на покупателя, комиссия зависит от банка: ее может не быть либо она составляет около 1%.
В подготовке статьи участвовал Шарль Арзуманов