«Яндекс.Маркету» понравилось продавать самому
В июне доля его доходов от магазинов, заплативших за покупку, выросла до 20%Крупнейшая торговая интернет-площадка в России «Яндекс.Маркет» закончила тестировать модель, при которой интернет-магазины платят ей не за переходы на сайты с товаром, а за сами покупки, и сейчас занимается переводом на эту модель большего числа товарных категорий. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «Яндекс.Маркета» Павел Алешин.
Раньше продавцы платили онлайн-площадке за переход на их сайт (Cost Per Click, CPC); новая модель работы – фиксированная комиссия за покупку (Cost Per Action, CPA). На старте, в конце 2014 г., комиссия составляла 1% от стоимости покупки.
Около двух недель назад «Яндекс.Маркет» повысил комиссию за заказ вдвое – до 2% стоимости покупки. Когда площадка устанавливала комиссию в 1%, это ни на что не влияло, вспоминает Алешин: «В тестовом периоде у тебя 100 или 200 заказов в день, и какая разница, за сколько их отдавать». Это был деморежим, магазины учились работать по такой модели, в долгосрочной перспективе получать 1% оборота онлайн-площадки – это мало, говорит руководитель сервиса.
Доходный рынок
В 2015 г. «Яндекс» начал раскрывать доходы своих основных подразделений. Выручка «Яндекса» от электронной коммерции (т. е. выручка «Яндекс.Маркета») в 2015 г. выросла до 3,4 млрд руб., или на 18% по сравнению с 2014 г., а ее доля в совокупной выручке – на 5,7%. В I квартале 2016 г. выручка «Яндекса» от электронной коммерции («Яндекс.Маркета») составила 1 млрд руб., или на 55% больше, чем в I квартале 2015 г.
Плату за покупку с продавцов-партнеров берут все крупнейшие мировые торговые онлайн-площадки. Например, у Amazon минимальная плата – 6% при продажах персонального компьютера, а для большинства товаров комиссия составляет 8 или даже 15%.
Российские конкуренты «Яндекс.Маркета» – «Товары Mail.ru» и Price.ru, принадлежащий Rambler & Co, – не используют CPA-модель. «Пока не планируется ее внедрять, мы считаем, что для нас это экономически невыгодно», – говорит представитель Mail.ru Group. Для Price.ru сейчас CPC-модель более выгодная, говорит управляющий директор Price.ru Елена Суховей. «Кроме того, не все магазины готовы отдавать своих клиентов и работать по CPA-модели, – продолжает она. – Технически CPA-модель у нас разработана, и мы можем перейти на нее в любой целесообразный для нас момент».
В России есть и другие работающие по CPA-модели площадки, такие как Admitad, но это не торговые площадки, а сети партнерских программ, где плата берется за целевое действие пользователя на сайте рекламодателя, указывает партнер Data Insight Федор Вирин: «Яндекс.Маркет» в этом плане работает на чужом поле».
«В идеале следующий этап – у покупателя будет привязанная карточка, как в AppStore (сейчас оплату картой подключают не все партнеры «Яндекс.Маркета». – «Ведомости»), и будет единый интерфейс покупки», – прогнозирует Алешин: покупателю удобно оформлять все покупки в одном месте.
«Мы сейчас переходим к активной работе с интернет-магазинами – будем расширять категории товаров, которые работают по CPA-модели», – продолжает руководитель сервиса: в июне число работающих по CPA-модели магазинов на онлайн-площадке достигло 10% от общего числа, т. е. их стало более 2000, и на такие магазины приходится теперь около 20% дохода самого «Яндекс.Маркета» (с учетом тех партнеров, кто работает по обеим моделям; см. также врез). Только по CPA-модели «Яндекс.Маркет» продает около двух десятков категорий товаров в Москве – это часы, электрические чайники, самокаты, грили, велотренажеры, беговые дорожки и еще некоторые спортивные товары, а также камины, мини-пивоварни и др.
Первая категория, на которой площадка перестала работать по модели CPC, – традиционные часы, рассказывает Алешин. После перехода на новую модель ассортимент товаров в категории вырос, по его словам, в 1,8 раза: «Раньше продавцы платили за клики, а как именно клики превращаются в покупки на их сайтах, они могли только предполагать. Переход на CPA снизил им риски не конвертированного в покупки трафика, за который они заплатили».