Комитет по транспорту требует с «Вагонмаша» 820 млн рублей за срыв поставок
Это может помешать участию компании в конкурсах на 228 вагоновКомитет по транспорту Петербурга требует от ООО «Вагонмаш» заплатить пени в размере 823 млн руб. за срыв поставок вагонов для Невско-Василеостровской линии метро. В конце июня соответствующее письмо с претензией было направлено поставщику, говорит представитель комитета. Текст претензии есть на сайте госзакупок. Согласно контракту первый состав из шести вагонов метро должен был поступить в декабре 2015 г., но пришел только 14 мая, он будет введен в эксплуатацию лишь после приемки комиссией, предварительно на следующей неделе, до тех пор пени будут начисляться, объясняет представитель комитета. Из второго состава, который по графику должен был прийти до 29 апреля, в депо прибыли пока только три вагона, сообщила представитель ГУП «Петербургский метрополитен». Срок поставки третьего состава – 29 июля. Сумма претензий к «Вагонмашу» предварительная, точные цифры будут известны, когда компания поставит все вагоны по контракту, добавляет представитель комитета.
Конкурс на поставку 48 вагонов метро стоимостью 3,8 млрд руб. «Вагонмаш» выиграл в феврале 2015 г., но контракт был подписан спустя два месяца: его трижды обжаловал в ФАС конкурент – ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг»), кроме того, администрация Петербурга приостанавливала подписание контракта, пока акционером «Вагонмаша» не стало ОАО «Кировский завод». С весны 2015 г. «Вагонмаш» принадлежит на 51% Skoda Transportation и на 49% – Кировскому заводу. Согласно контракту до конца 2016 г. «Вагонмаш» должен поставить три состава, в 2017 г. – пять составов. В 2012 г. «Вагонмаш» уже выигрывал конкурс на поставку девяти шестивагонных составов за 3,25 млрд руб., но не уложился в сроки и был оштрафован.
Подписание контракта было задержано на 40 дней, из-за этого поставки материалов и комплектующих опоздали на срок от двух до пяти месяцев, объясняет несоблюдение сроков коммерческий директор «Вагонмаша» Сергей Карпинский. По его словам, первый состав будет официально передан заказчику до 28 июля, три вагона второго состава переданы заказчику, но не прошли комиссию, еще три будут переданы 18 июля, состав планируется ввести в эксплуатацию 10 августа, третий состав «Вагонмаш» передаст до 20 сентября. В график поставок компания войдет начиная с четвертого состава, обещает Карпинский. Письма с претензиями носят уведомительный характер, штрафные санкции к «Вагонмашу» не применены, уточняет он.
Это новая модификация вагонов, с которой завод не работал, внесение изменений в конструкторскую документацию и согласования с поставщиками заняли слишком много времени, объясняет источник, близкий к компании. Конфликт «Вагонмаша» с городской администрацией может понизить шансы компании на выигрыш в новых конкурсах на поставку вагонов метро, считает собеседник «Ведомостей».
Комитет по транспорту осенью 2016 г. проведет конкурс на закупку 24 вагонов метро с асинхронным тяговым приводом. Максимальная цена контракта – 2,1 млрд руб. Срок поставки – до 31 марта 2018 г. ГУП «Петербургский метрополитен» тоже собирается осенью объявить конкурс на поставку 204 вагонов метро, до 15 июля ГУП проводило мониторинг цен. Конкурсная документация по этим новым закупкам еще не подготовлена, сообщила представитель комитета по транспорту. Будет ли в ней пункт о недопуске участников, имеющих штрафы за предыдущие поставки, неизвестно, добавляет она. В августе 2015 г. метрополитен объявил конкурс на поставку 160 вагонов метро, до него не допускались участники, оштрафованные по более ранним контрактам. «Вагонмаш» грозился обжаловать его в ФАС, после чего заказчик изменил условия. Контракт достался ОЭВРЗ. Согласно календарному плану первый состав завод должен был поставить до 31 мая. Представители завода и метро вчера не смогли оперативно предоставить информацию о поставках, на сайте госзакупок нет документов, подтверждающих приемку вагонов. К ОЭВРЗ есть претензии за срыв сроков поставки 11 составов метро по контракту от 16 января 2014 г., но нет штрафов, говорила ранее представитель комитета по транспорту.
Претензии администрации к поставщику не оказывают критичного влияния на его шансы получить новый контракт, препятствием может быть включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, но это возможно только в случае расторжения контракта по инициативе заказчика, объясняет руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО центр» Николай Захаров. По словам старшего юриста адвокатского бюро А2 Екатерины Ильиной, в список недобросовестных поставщиков можно попасть из-за задержки в поставках или дефектов в товарах. При оценке заявки на госконкурсах может учитываться аналогичный опыт поставщика или деловая репутация, замечает она.