ГТЛК успешно разместила дебютные евробонды на $500 млн
Но в проспекте эмиссии лизинговая компания предупреждает о значительной зависимости от одного клиента – группы «Аэрофлот»На конец 2015 г. доля авиатранспорта в лизинговом портфеле ГТЛК была 60% (в конце 2014 г. – только 40%), 30% приходилось на железнодорожный транспорт, 5% – на водный, говорится в проспекте эмиссии евробондов. Доля «Аэрофлота» и его «дочек» в портфеле была 49%. Ожидается, что к 2017 г. авиасегмент у ГТЛК вырастет до 65% – российским авиакомпаниям необходимо модернизировать флот, российское правительство поддерживает модернизацию, в частности проект самолета Sukhoi Superjet 100 (российский ближнемагистральный самолет), прогнозирует ГТЛК.
Во вторник Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) разместила дебютные пятилетние евробонды на $500 млн. «Интерес инвесторов к ГТЛК был феноменальным, книга заявок переподписана примерно в 5 раз, доходность евробондов снижена с 6,5 до 5,95%. Инвесторы положительно реагировали на появление квазигосударственного эмитента», – говорит управляющий директор «Ренессанс капитала» (соорганизатор размещения) Дмитрий Гладков. Большую часть выпуска приобрели инвесторы из Европы, передал «Интерфакс» слова руководителя управления «ВТБ капитала» (соорганизатор) Андрея Соловьева.
Но высокая доходность ГТЛК не приоритет Минтранса, компания реализует четыре некоммерческие лизинговые программы, в том числе – поставок SSJ100 российским перевозчикам, признает эмитент в проспекте. В 2015 г. ГТЛК получила в капитал из бюджета 30 млрд руб. для закупки 32 SSJ100, в этом году получит столько же для закупки еще 26. Лайнеры поставляются в операционный лизинг региональным авиакомпаниям по льготной ставке (8 млн руб. в месяц; рыночная – около $185 000). Уже поставлено шесть SSJ100, в этом году будет еще 11, говорится в проспекте.
Государственная транспортно-лизинговая компания
Лизинговая компания
Акционер – Минтранс (100%).
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 18 млрд руб.
Чистая прибыль – 39 млн руб.
«В мире среднестатистическое количество самолетов, поставленное лизинговыми компаниями одному эксплуатанту, – 3,5. В российских условиях допустимо 5–8, иначе возникнет слишком большая зависимость от одной авиакомпании, значительные риски, о чем напоминает история с «Трансаэро». Дочерние лизинговые компании госбанков и ГТЛК по поставкам «Аэрофлоту» значительно превышают эти нормативы рисков», – предупреждает топ-менеджер одной из лизинговых компаний.
ГТЛК профинансировала поставку «Аэрофлоту» в операционный лизинг пяти самолетов А321 в 2013 г., трех В777 в 2015 г. и четырех А320 в 2016 г., сообщил представитель «Аэрофлота». По контракту ГТЛК должна поставить «Аэрофлоту» еще три А320, следует из проспекта. Поставки «дочкам» «Аэрофлота» стороны не раскрывают. Всего ГТЛК владеет флотом из 29 магистральных судов (с учетом вертолетов, бизнес-джетов и SSJ100 ее флот – 63 единицы), говорится в проспекте.
У ГТЛК очень серьезная концентрация лизингополучателей, что делает ее уязвимой в случае ухудшения ситуации в отдельных секторах и у отдельных клиентов, признает компания. Впрочем, аналитики не предвидят ухудшений для «Аэрофлота»: на прошлой неделе «ВТБ капитал» и «Атон» дали рекомендацию по его акциям «покупать» с целевой ценой соответственно 120 и 125 руб. (во вторник на Московской бирже стоили 90 руб.). «Аэрофлот» не исключает новых лизинговых контрактов с ГТЛК, если ее предложение будет лучшим по сравнению с предложениями других лизингодателей. В будущем ГТЛК может профинансировать поставки А320/321 и SSJ100», – говорит представитель госперевозчика. «На текущую дату доля группы «Аэрофлот» в портфеле – 42%, ГТЛК заинтересована в ведении бизнеса с лидером и рассматривает группу «Аэрофлот» как стратегического партнера», – говорит представитель ГТЛК. «Аэрофлот» – лучший заемщик в авиасекторе России, это госкомпания, поэтому концентрация бизнеса с ним – это плюс», – считает аналитик «Атона» Михаил Ганелин.