«Невская косметика» ждет снижения продаж в 2016 году

В сегменте стиральных порошков они могут сократиться на 11%
Компания выпускает продукцию под брендами «Жемчуг», «Ушастый нянь», «Индекс», «Лотос» и др./ А. Гордеев/ Ведомости

План продаж ОАО «Невская косметика» предусматривает, что реализация продукции в 2016 г. уменьшится в натуральном выражении на 1–12% в разных категориях, но в денежном выражении продажи вырастут на 2,5% до 13 млрд руб., следует из годового отчета. Больше всего снизятся продажи стиральных порошков (-11%) и жидкой косметики (-12%), меньше всего пострадают категории зубной пасты (-1%) и бытовой химии (-1%). В 2014 г. компания планировала, что продажи за 2015 г. незначительно снизятся или останутся на прежнем уровне, но ей удалось улучшить прогноз.

Выручка компании увеличилась в 2015 г. на 22% по сравнению с 2014 г. до 12,7 млрд руб., прибыль – на 15% до 3 млрд руб. На стиральные порошки приходится 44,2% выручки, на мыло – 18%, на бытовую химию – 12,6%. Рентабельность «Невской косметики» снизилась с 28% в 2014 г. до 24% в 2015 г. Это связано с общей неблагоприятной экономической конъюнктурой, в том числе ростом себестоимости и коммерческих расходов, сказано в отчете.

«Невская косметика» – один из крупнейших российских производителей парфюмерно-косметической продукции, мыла, синтетических моющих средств и товаров по уходу за домом, сказано в годовом отчете. Компания выпускает продукцию под брендами «Жемчуг», «Ушастый нянь», «Индекс», «Лотос» и др. В основном компания работает в массовом и среднем ценовом сегментах. По данным Euromonitor, доля компании в сегменте товаров для ухода за домом в России составляет 6,4%, в сегменте средств для стирки – 9,4%.

В числе конкурентов «Невская косметика» называет Procter & Gamble (P&G), Unilever. P&G расширяет производство бритвенных станков и принадлежностей на заводе в Петербурге. Компания видит большие возможности для развития и роста, говорил «Ведомостям» в середине июня президент «P&G Европа» Гэри Кумб. Представители P&G и Unilever отказались комментировать прогнозы по продажам на 2016 г. Ранее представители Avon, Henkel, Lush отмечали восстановление спроса на свою продукцию в I квартале 2016 г.

Никакого восстановления спроса в 2016 г. не чувствуется, есть даже ухудшение, отмечает гендиректор «Улыбки радуги» Алексей Баулин. Больше всего в кризис пострадала парфюмерия, в остальных сегментах продажи в штуках не падают, люди экономят на цене, переключаясь с дорогих марок на более дешевые, рассказывает гендиректор сети «Спектр» Андрей Мельников. По его словам, продажи российских брендов («Калина», «Черный жемчуг», «Невская косметика») растут. Большинство производителей увеличили цену в пределах годовой инфляции, говорит Мельников.

Многие производители расширяют присутствие в массовом и среднем сегментах, усиливая давление на продажи игроков, которые там традиционно работают, говорит член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. Ключевая причина снижения показателей у производителей среднего ценового сегмента в 2016 г. – это развитие собственных торговых марок ритейлеров, подтверждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Идет активное переключение на собственные торговые марки, которые несколько дешевле и не уступают в качестве большим брендам, согласен Баулин.