Операторы не покупают новые вагоны

Пополнять парк операторы и владельцы подвижного состава предпочитают за счет аренды. Новые вагоны на слабом рынке не окупаются
Запрет на перевозки в старых вагонах не поддержал продажи новых
Запрет на перевозки в старых вагонах не поддержал продажи новых / Е. Разумный / Ведомости

В первом полугодии 2016 г. российские собственники железнодорожного состава списали 66 500 вагонов, или почти в 6 раз больше, чем купили за это же время, подсчитали эксперты агентства «Infoline-аналитика». По их прогнозам, за весь год будет списано около 110 000 вагонов, а куплено не более 30 000. С 1 января 2016 г. правительство запретило эксплуатировать вагоны, срок службы которых истекает после 1 января. Из-за этого собственникам приходится массово списывать старые вагоны. Минтранс оценивал, что из эксплуатации будет выведено около 125 000 вагонов.

В этой ситуации операторы обращаются к альтернативным схемам пополнения парка. В первую очередь к аренде: в 2016 г. ФГК арендовала 27 000 полувагонов у «УВЗ-логистики» (компенсация списания 2015–2016 гг.), «Нефтетранссервис» – более 6000 полувагонов у ГК «Трансгарант» (компенсация списания 2015–2016 гг.), ПГК – полувагоны у «Талтэк транса» и еще нескольких компаний. Крупнейшие компании замещают списываемый парк инновационным: ГК «РТК» в 2016 г. закупит у «Уралвагонзавода» 1000 инновационных хопперов-зерновозов, ФГК – 400 инновационных полувагонов. Крупнейшие производители минеральных удобрений и химических продуктов также активно закупают и привлекают на условиях операционного лизинга инновационные хопперы-минераловозы и цистерны: «Акрон» (200 инновационных хопперов-минераловозов производства Объединенной вагонной компании, ОВК), «Уралкалий» (400 инновационных хопперов-минераловозов), «Метафракс» и «Химпром» закупали у ОВК инновационные химические цистерны. В мае 2016 г. СУЭК заключила с «Алтайвагоном» контракт на поставку до конца года 3000 инновационных полувагонов. РТК закупает лесовозные платформы для ООО «Транслес» на входящем в состав группы Рославльском ВРЗ. В первом полугодии крупнейший покупатель вагонов – компания «ВМ-транс», которая приобрела более 3600 полувагонов у ОВК в финансовый лизинг.

Для сравнения: за первое полугодие 2015 г. было списано 43 000 вагонов (всего за год – 104 054), а за весь 2014 год – лишь 47 599 вагонов. При этом в 2014 г. было закуплено 52 419 новых вагонов, в 2015 г. – только 23 731.

Больше всех вагонов в этом году спишут Первая грузовая компания (ПГК, входит в UCL Holding Владимира Лисина), Федеральная грузовая компания (ФГК, дочерняя компания РЖД), подчеркивают эксперты «Infoline-аналитики». В целом, по прогнозу «Infoline-аналитики», к 1 января 2017 г. на сети останется 1,07 млн вагонов, почти на 7% меньше, чем год назад.

В 2016 г. ФГК планирует списать 18 100 вагонов, с начала года списано уже 13 000, рассказал представитель оператора. Инвестиционная программа ФГК на 2016 г. предусматривает покупку около 4000 вагонов, отметил собеседник, уточнив, что 400 единиц подвижного состава уже приобретено в мае. Представитель ПГК не рассказал, сколько вагонов компания спишет в этом году. По данным «Infoline-аналитики», 32 345 вагонов. При этом новые вагоны оператор не приобретал. «Обновлению парка препятствует завышенная стоимость нового подвижного состава. Средняя стоимость стандартной модели полувагона – от 1,7 млн руб., а так называемой инновационной модели – свыше 2,3 млн руб. Ни тот ни другой на сегодняшнем рынке и при сложившейся стоимости финансовых ресурсов не окупаются за свой срок службы», – объясняет представитель ПГК. «Закупки ограничены финансовым состоянием крупнейших операторов, которые характеризуются убытками или высоким уровнем долговой нагрузки (ФГК, ПГК, группа компаний РТК, «Нефтетранссервис»)», – подтверждают аналитики агентства.

Дефицит вагонов маловероятен, говорит представитель ПГК. Хотя РЖД постепенно увеличивает погрузку – в первом полугодии она выросла на 1,8% до 599,5 млн т. В начале года РЖД прогнозировала, что вагонов не хватит, если погрузка превысит максимальные показатели – 3,5 млн т в сутки. Старший аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов считает, что масштабного дефицита не будет. Но нехватка вагонов может возникнуть в сезон на определенных участках сети, допускает эксперт.