Настроение российских потребителей улучшилось

Они привыкли к экономии, и их доходы стали немного расти
Россияне вроде бы исправили покупательское поведение, но привычек к дешевым продуктам не бросили
Россияне вроде бы исправили покупательское поведение, но привычек к дешевым продуктам не бросили / Jason Alden / Bloomberg

По данным компании GfK, индекс потребительских настроений в России во II квартале 2016 г. вырос на 11 пунктов (см. график) по сравнению с I кварталом, до этого с 2014 г. он только падал. Россияне стали лучше чувствовать себя как в городской, так и в сельской местности. В Москве этот индекс уже вырос практически до докризисного уровня.

В последние два года больше всего россиян беспокоил рост цен, что неудивительно: по данным GfK, на покупку товаров повседневного спроса домохозяйства в России сегодня тратят в среднем 11 900 руб. в месяц, что на 20% больше, чем в докризисном 2014 году (9900 руб.). В 2015 г. среднедушевой доход сократился на 5%.

Улучшение настроений аналитики связывают с начавшимся восстановлением доходов – во II квартале 2016 г. среднедушевой доход вырос на 2% по сравнению с 2015 г., – а также с тем, что потребители привыкли к экономической ситуации и она больше их не шокирует.

В кризис в покупательском поведении возникли три тенденции: переход на более дешевые бренды; склонность покупать продукцию по промоакциям; отказ от покупок впрок, говорит представитель X5 Retail Group. Можно сделать вывод, что покупатели сегодня приобретают не бренды, а калории, что становится важным фактором российской экономики, резюмирует он. По данным GfK, потребители продолжают экономить на еде – сильнее всего растут продажи бакалейных продуктов, дешевого белка (яиц, мяса курицы и индейки), овощей и фруктов; а вот продажи рыбы и морепродуктов, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов, напитков и замороженных продуктов падают.

Производители уже замечают небольшой рост потребления. Если в 2015 г. рынок напитков упал на 10–15% по сравнению с 2014 г., то в 2016 г. падение хоть и продолжилось, но замедлилось – 5–10%, говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров. По его мнению, рынок по итогам года скорее всего останется в минусе, поскольку напитки не относятся к товарам первой необходимости.

Россияне вроде бы исправили покупательское поведение, но привычек к дешевым продуктам не бросили

Динамика продаж мяса в натуральном выражении в 2015 г. была нулевой, а в первом полугодии 2016 г. продажи выросли на 2–3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Он оценивает такой рост как хороший показатель. Рост обусловлен динамикой цен на популярные виды мяса: оптовая цена на свинину летом 2016 г. стала ниже примерно на 20%, чем годом ранее, а цена на куриное мясо стагнирует, объясняет Юшин.

Производители молока тоже ощутили небольшое улучшение, говорит исполнительный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. В 2016 г. в среднем по разным категориям молочной продукции отмечается рост продаж примерно в 1%, что следует считать положительной динамикой. Однако говорить о полном восстановлении спроса пока нельзя – до кризиса продажи в среднем прирастали на 4–5% в годовом исчислении, говорит Белов.

Позитивную динамику отмечает и гендиректор сети магазинов DIY «К-раута» Павел Локшин. Средний чек и товарооборот его компании растут, говорит он, не сообщая конкретных цифр. Однако рост товарооборота связан не с ростом активности потребителей, считает он, а скорее с тем, что более сильные игроки растут быстрее рынка – в отличие от мелких, которые с рынка уходят.

Несмотря на улучшение настроений, россияне по-прежнему чувствительны к цене, скептичны ритейлеры. Все так же большим спросом пользуются ценовые акции, именно они привлекают новых покупателей, говорит представитель ГК «Дикси»: сеть продолжает работу по привлечению трафика путем снижения стоимости покупательской корзины.

Сеть супермаркетов «Я любимый» тоже не отказывается от промоакций и поддерживает их долю на уровне примерно 6–10% от товарооборота, говорит финансовый директор сети Михаил Федулов.

В Европе пошатнувшаяся уверенность потребителей и изменения их покупательских привычек оказали отрицательное воздействие на восстановление экономики в долгосрочной перспективе, указывают эксперты PwC, то же может произойти и в России, затруднив ее выход из кризиса. В структуре ВВП расходы домохозяйств на конечное потребление составляют более половины, после двухлетнего падения в 2015–2016 гг. их рост в 2017–2018 гг., по оценкам ЦБ, составит 1,5–2,5% против 5–7% в 2010–2013 гг. и 8–14% в 2001–2007 гг. Рост потребления был главным драйвером роста экономики, и в правительстве и экспертном сообществе идут дискуссии, как переключить экономику на новые источники роста.

В подготовке статьи участвовала Ольга Кувшинова

Россияне вроде бы исправили покупательское поведение, но привычек к дешевым продуктам не бросили