Иностранные фармкомпании потратили у нас 11,7 млрд рублей

Треть этой суммы пошла на выплаты врачам, остальное – на исследования и организациям здравоохранения
В США выплаты фармкомпаний врачам, госпиталям и на исследования составляют миллиарды долларов
В США выплаты фармкомпаний врачам, госпиталям и на исследования составляют миллиарды долларов / Pixabay

Международные фармкомпании потратили 11,7 млрд руб. на исследования и выплаты врачам в России в 2015 г., рассказал исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) Владимир Шипков, основываясь на данных 42 компаний, которые они предоставили (всего в ассоциации 60 фармпроизводителей). Примерно 29% (3,4 млрд руб.) из них были потрачены на выплаты врачам, 28% (3,27 млрд руб.) – организациям здравоохранения и более 5 млрд руб. – на исследования и разработки, рассказал Шипков. По разным подсчетам, на одного врача приходится от 80 000 до 123 000 руб. в год, добавил Шипков.

В России данные о платежах фармкомпаний раскрываются впервые – это требование AIPM и Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций, в которую она входит.

Крупнейшая по обороту на российском коммерческом рынке лекарств Sanofi потратила на исследования и разработки 388 млн руб., а на выплаты организациям здравоохранения и врачам – по 193,4 млн руб. Вторая по величине компания Bayer потратила 66,9 млн руб. на научную деятельность, 227 млн руб. – на выплаты врачам и 109 млн руб. – организациям. Novartis 282 млн руб. выплатила специалистам, 44,7 млн руб. – организациям здравоохранения и 398,6 млн руб. потратила на разработки.

Прямые выплаты врачам незаконны, за них по российскому законодательству можно получить штраф в несколько миллионов рублей, а по американскому – в миллиард долларов, рассказывает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Но и выплаты в России гораздо меньше, добавляет он. В США общие выплаты компаний составили $7,52 млрд, следует из данных, приведенных на сайте openpaymentsdata.cms.gov.

Указанные расходы косвенные – на лекции или сбор данных о побочных эффектах, поясняет Шуляк. Оценить эффективность таких выплат очень сложно, это считается затратами на имидж и не коррелируется с выручкой или прибыльностью, говорит он. «Р-фарм», единственная российская компания, входящая в AIPM, только в исследования и разработки вложила в 2015 г. 3 млрд руб., говорит гендиректор компании Василий Игнатьев: основные затраты по этой статье компания в отличие от зарубежных коллег несет в России. Выплаты врачам и организациям здравоохранения в рамках оказания услуг научного и педагогического характера существенно меньше: компания только начинает формировать портфель собственных препаратов, информация о безопасности и эффективности которых должна быть донесена до медицинского сообщества, объясняет он.

По словам гендиректора Ассоциации российских фармпроизводителей Виктора Дмитриева, у российских производителей лекарств сейчас нет обязанности отчитываться о выплатах врачам и организациям здравоохранения, но если появится такая необходимость, ассоциация может принять решение раскрывать информацию. Траты российских компаний несопоставимы с тратами зарубежных, считает он. Выплаты связаны в первую очередь с необходимостью рассказать врачам о новом рецептурном препарате, у отечественных компаний много препаратов, которые давно на рынке.

В США выплаты фармкомпаний врачам, госпиталям и на исследования составляют миллиарды долларов