Грузоперевозки по железной дороге растут
В первом полугодии РЖД перевезла на 1,8% больше грузов, чем годом ранееПо итогам первого полугодия погрузка РЖД выросла на 1,8% до 599,5 млн т, отчиталась монополия. За этот период было перевезено 162,1 млн т каменного угля, что на 4,2% больше, чем в тот же период годом ранее. Перевозка строительных грузов выросла на 20,9% до 68,8 млн т, железной и марганцевой руды – на 1,6% до 54,9 млн т, химических и минеральных удобрений – на 3,6% до 26,3 млн т, лесных грузов – на 7,6% до 21,9 млн т, химикатов и соды – на 2,2% до 12,7 млн т, цветной руды и серного сырья – на 4% до 10,4 млн т, зерна – на 7,4% до 8,4 млн т, кокса – на 0,6% до 5,6 млн т.
Но упала на 8,2% погрузка нефти и нефтепродуктов до 116,5 млн т, черных металлов – на 1,7% до 35,6 млн т. Снизилась также перевозка промышленного сырья и формовочных материалов на 3,4% до 15,8 млн т, цемента – на 6% до 12,7 млн т, лома черных металлов – на 3,7% до 6,9 млн т.
Вместе с тем июнь для РЖД стал еще более удачным: погрузка выросла более чем на 4% до 101,3 млн т, грузооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,9% до 188,4 млрд тарифных тонно-километров (ткм). Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии вырос на 1,6% и составил 241,2 млрд ткм.
В июне перевозки угля выросли на 6%. Это лучший показатель за год, указывают эксперты «ВТБ капитала» в отчете. Причина – увеличение экспортных поставок. Однако это влияние будет ослабевать и рост перевозок в экспортном направлении не станет таким значительным: цена на энергетический уголь падает, укрепляется курс рубля. Вместе с тем растет внутреннее потребление угля, что также могло положительно отразиться на объемах его погрузки.
Погрузка металла за июнь выросла на 5%, а в январе – апреле было падение, напоминают эксперты. Текущий рост обусловлен увеличением погрузки железной руды (почти половина объемов металлов) на 6% и лома – на 21% за счет падения мировых и внутренних цен. Рост погрузки строительных материалов (+19% в июне) они объясняют развитием инфраструктурных проектов, поддерживаемых в том числе государством. При этом подорожали автомобильные перевозки, и грузоотправители были вынуждены вернуться на рельсы.
Рост погрузки, с одной стороны, был получен благодаря стремлению РЖД привлечь дополнительные грузы на железную дорогу и это может задать позитивный тренд и привести к росту по итогам года, отмечают эксперты «ВТБ капитала». С другой стороны, стремительное выбывание вагонов и желание ФАС вмешаться в ценообразование на рынке подвижного состава может оказать сдерживающее влияние на рост погрузки, подчеркивают они.
В июле монополия ожидает, что погрузка увеличится на 2%, заявлял вице-президент РЖД Салман Бабаев. По итогам 2015 г. погрузка сократилась на 1% до 1,2145 млрд т. В этом году рост составит 1,6%, прогнозировал президент РЖД Олег Белозеров. «Мы перед собой поставили задачу выйти на уровень перевозок 2014 г. (1,227 млрд т. – «Ведомости»). Мы считаем, что это амбициозная задача. В начале года думали, не придется ли нам несколько корректировать наши планы, сейчас видим, что по итогам года на цифру 1,6% мы обязательно должны выйти, если не лучше», – говорил он (цитата по «Интерфаксу»).