«Роснефть» не будет продаваться на рынке

Консультат не советует приватизировать компанию через рынок
Консультант не стал предлагать правительству ничего замысловатого для продажи «Роснефти»
Консультант не стал предлагать правительству ничего замысловатого для продажи «Роснефти» / А. Астахова / Ведомости

Госпакет в 19,5% «Роснефти» должен быть продан в этом году – таков план правительства. Консультант приватизационной сделки, банк Intesa Sanpaolo, уже подготовил предложения о способе продажи, сообщало Минэкономразвития.

Консультант рекомендует продать пакет стратегическим инвесторам и не размещать на публичном рынке, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника, познакомившихся с предложением банка. Рынок не освоит такой объем, передает один из чиновников объяснение консультанта, и даже маленький пакет не стоит размещать. «Если рынок будет плох, это создаст только негативный бенчмарк для оценки при продаже оставшегося пакета компании», – говорит другой чиновник.

Конкретных покупателей консультант пока не предлагал, знают собеседники «Ведомостей». Один из них считает, что вопрос, кому вообще продавать – иностранным или российским инвесторам, – решаемый; другой чиновник утверждает: есть интерес у китайцев и индийцев. Стратег, по его словам, должен будет заплатить премию, ее размер – вопрос дискуссии.

Список для рынка

Из назначенных к приватизации компаний на биржу идут «Алроса» (вторичное размещение) и «Совкомфлот» (первичное). «Башнефть» на рынок не отдают вопреки мнению менеджмента: надеются получить премию за контроль.

Минэкономразвития и Intesa Sanpaolo не ответили на запрос.

В правительстве на этой неделе прошло совещание о приватизации «Роснефти», в июле должен выйти проект директивы правительства, а до 1 сентября Intesa Sanpaolo должен будет представить конкретные способы продажи и список покупателей, говорят три чиновника.

На продажу «Роснефти» сделана ставка: в бюджет должно поступить 680 млрд руб. Без них бюджетный дефицит удержать в пределах 3% ВВП вряд ли удастся.

Продать весь пакет стратегу предлагал помощник президента Андрей Белоусов в начале года: так можно получить премию. Вывести часть пакета (до 4%) на рынок хотела бывшая руководительница Росимущества Ольга Дергунова: приватизация была бы прозрачней. Президент «Роснефти» Игорь Сечин против: ситуация нестабильна, цены волатильны, продажа на рынке может сорваться.

Bloomberg сообщал, что Россия намеревается продать 19,5% «Роснефти» китайским и индийским компаниям за $11 млрд, это должна быть сделка именно с двумя государствами. Идею такой продажи «Роснефти» подтвердил и высокопоставленный чиновник. Об интересе к приватизации пакета уже заявляла CNPC. Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил об интересе к «Роснефти» инвесторов и из других стран.

4%-ный пакет продать можно, к примеру, с 15%-ным дисконтом – вряд ли у инвесторов сейчас есть большое желание набирать «Роснефть» в портфель, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Крупнейшие мировые инвестфонды заняли выжидательную позицию, сидят на мешках с деньгами, к ним очереди, сетует топ-менеджер другой приватизируемой компании. Это только кажется, будто продажа на рынке – это диверсификация инвесторов, говорит федеральный чиновник: такое работает лишь в теории.

Аналитик GL Asset Management Сергей Вахрамеев считает, что размещение небольшого пакета «Роснефти» на рынке в любом случае не помешало бы. «Роснефть», конечно, входит в индекс MSCI, но как раз из-за того, что в свободном обращении у нее очень мало акций (всего 10%), вес в этом индексе у нее незначительный, указывает аналитик, – всего 4,03%, вес «Лук­ойла» – 14,4% при меньшей капитализации, у «Новатэка» – 6,6%, даже у «Татнефти» – 4,7%, а у «Газпрома» – вообще 19%. Размещение какого-то пакета могло бы увеличить количество акций в свободном обращении, повысить вес бумаги и привлечь больше денег инвестфондов всего мира, объясняет Вахрамеев. Но, конечно, будут потери: дисконт составит 5–10% в зависимости от конъюнктуры, от цены на нефть, заключает Вахрамеев.

Все дело в качестве бумаги, говорил топ-менеджер биржи: рынок очень ждет «Башнефть» и «Алросу», а «Роснефть» – нет, особенно если ее приватизация совпадет по времени с приватизацией другого нефтяного актива.

Можно продать с премией – тем же индийским или китайским инвесторам, солидарны аналитики. Китайцы понимают, что за существенный пакет можно заплатить премию, а покупка долей в Ванкорском месторождении и другие сделки подтверждают желание китайцев пробраться в российский нефтяной сектор, уверен Вахрамеев. Но если цель – продать в этот же год, у китайских инвесторов будет сильная позиция как у покупателей, предупреждает Полищук.