Рынок авиаперевозок входит в штопор
В мае российские авиакомпании перевезли на 15% пассажиров меньше, чем год назадВ мае российские авиакомпании перевезли 6,9 млн человек, это на 14,3% меньше, чем в мае прошлого года, сообщила Росавиация. Кризис в авиатранспортной отрасли продолжается полтора года, но впервые падение за месяц такое резкое: в 2015 г. перевозки упали всего на 1,2%, в январе, марте и апреле 2016 г. сокращались год к году в среднем на 5,5%, а в феврале вообще был рост на 0,9% благодаря високосному году. Всего в январе – мае перевезено 29,4 млн человек, падение год к году достигло 6,5%, по итогам четырех месяцев спад был 3,8%.
«Одна из причин ускорившегося падения пассажиропотока – запрет на чартерные перевозки в Турцию, где в мае начался сезон и куда массово летали россияне в 2015 г.», – говорит президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.
Правда, вскоре это направление может быть открыто. В понедельник президент Турции Реджеп Тай́ип Эрдоган направил президенту России Владимиру Путину письмо с извинениями за сбитый в ноябре российский истребитель и гибель летчика. В среду Путин и Эрдоган впервые с момента конфликта пообщались. После телефонного разговора, длившегося около 40 минут, Путин поручил возобновить сотрудничество в туристической отрасли. Турция вместе с Египтом были самыми недорогими и оттого популярными туристическими направлениями. В эти страны ежегодно летало по 2,5–3 млн россиян.
Турция – только один из факторов, отмечает глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Год назад у россиян были деньги отдохнуть на майские праздники, напоминает он: «В этом мае многие не смогли позволить себе отдых». «Начался период традиционных массовых полетов за границу, а в международных перевозках как раз происходит основной спад», – соглашается профессор МГТУ гражданской авиации Александр Фридлянд. В мае международные перевозки упали на 32,9% (до 2,5 млн человек), за пять месяцев – на 25,6% до 10,3 млн, сообщила Росавиация. Внутренние перевозки за пять месяцев выросли на 8,6% до 19,1 млн человек, но в мае и они почти перестали расти – 4,4 млн (+1,6%). Но международные направления в целом прибыльны, а внутренние – убыточны, добавляет Фридлянд. В 2015 г. первые принесли российским перевозчикам (без учета «Трансаэро») 36,3 млрд руб. операционной прибыли, а вторые – 44,9 млрд руб. убытка, приводит данные Тасун.
«Снижаются доходы и покупательная способность населения, соответственно, и спрос на перевозки – гражданская авиация, как лакмусовая бумажка, отражает состояние экономики, – сетует представитель «Ютэйр». – Лидерам удается расти прежде всего за счет консолидации рынка после ухода «Трансаэро». «Крупные перевозчики отбирают пассажиров у мелких игроков за счет развитой маршрутной сети и качества сервиса, – добавляет заместитель гендиректора «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов. – Когда прекратится спад, авиакомпании не могут прогнозировать, так как его причины макроэкономические».
Для оценки трат пассажиров на билеты и, соответственно, доходов авиакомпаний более релевантен показатель пассажирооборота, указывает Фридлянд. Потому что если человек вместо Барселоны полетел в Симферополь по субсидируемому государством билету, он остался пассажиром, только выбрал дешевый и короткий рейс, добавляет Фридлянд. Пассажирооборот (измеряется в пассажиро-километрах) упал в мае на 16,3%, в январе – мае – на 10,5%.
Если полеты в Турцию возобновятся быстро, а к зимнему сезону откроется Египет, то падение частично нивелируется и отрицательная динамика по итогам года будет небольшой, считает Пантелеев. «В этом году Турция скорее всего уже не успеет поддержать пассажиропоток, сезон там продлится еще 2–3 месяца, туроператоры не успеют продать большое количество путевок. Но улучшить динамику сможет уже в IV квартале Египет, если будет открыт», – спорит Тасун. Полного восстановления туристического потока в Турцию в этом году не произойдет, согласен с ним вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.