«Газпром» может построить в Китае подземные хранилища газа и газовые электростанции

А СNPC – поучаствовать в добыче в России или получить низкую цену на газ
Владимир Путин заведет российскую газовую монополию за китайскую стену
Владимир Путин заведет российскую газовую монополию за китайскую стену / Д. Абрамов / Ведомости

«Газпром» и CNPC могут подписать меморандум о сотрудничестве в создании подземных хранилищ газа (ПХГ) и газовой генерации во время визита президента Владимира Путина в Китай 25 июня, сообщил «Ведомостям» представитель CNPC: речь идет о рамочном соглашении, касающемся объектов на территории Китая, параметры еще не определены. Представитель «Газпрома» не стал комментировать документ до подписания. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не смог дать оперативные комментарии.

«Газпром» и CNPС давно обсуждают сотрудничество в области подземного хранения газа и создания газовой генерации. Меморандум – формализация взаимного интереса, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

В строительстве ПХГ «Газпром» накопил большой опыт, а Китай только начинает развивать этот элемент инфраструктуры. CNPC предложила несколько вариантов размещения ПХГ, «Газпром» выбрал восточную провинцию Цзянсу, писал «Интерфакс». На востоке ПХГ будет ближе к потребителям, объясняет логику выбора президента Российско-Китайского аналитического Центра Сергея Санакоева. По его словам, у китайцев есть собственные технологии в этой сфере, однако рыночная конъюнктура могла сделать предложение российской стороны выгоднее.

6% газа в мире

Китай – крупный потребитель газа (197,3 млрд куб. м в год, или 5,7% мирового потребления, по данным BP за 2015 г.), но электростанции в основном работают на угле: 67% в структуре генерации в 2015 г. Доля газовой генерации в Китае в 2015 г. – около 3%, подсчитала младший научный сотрудник Лаборатории по изучению социально-экономических проблем развивающихся стран МГУ Раиса Епихина. По прогнозу Ассоциации электроэнергетических предприятий Китая, к концу 13-й пятилетки (2020 г.) показатель должен вырасти до 4,71%.

Совместное строительство электростанций может быть способом разделить риски спроса, думает Гривач. Стороны не один год пытаются согласовать контракт на поставку газа по газопроводной системе «Сила Сибири – 2» (так называемый западный маршрут), напоминает руководитель проекта Азиатского энергокольца «Сколтеха» Ксения Кушкина-Летова. Трубопровод через Алтай приходит в Синьцзян-Уйгурский автономный район, где есть собственная добыча и куда уже поступает туркменский газ по трубопроводу Центральная Азия – Китай (проектная мощность – 55 млрд куб. м в год). Потребление газа в том регионе растет, но население и основные производственные мощности – на востоке страны, указывает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. Китайцы могли предложить «Газпрому» поучаствовать в создании спроса на его газ, предполагает Кушкина-Летова (см. врез).

Пока газ в основном используется домохозяйствами и как моторное топливо, говорит Кашин, газ позволит быстро заменить часть угольных станций – их выбросы ухудшают экологию, а перевозка угля перегружает транспортную систему Китая. По мнению Кашина, доступ к энергорынку могли предложить «Газпрому» как компенсацию за уступки по условиям поставок по западному маршруту.

Сейчас газовая генерация в Китае в основном убыточна, утверждает эксперт из «Сколтеха», – она работает только в периоды пикового спроса или в качестве резерва для возобновляемых источников энергии. «В северных провинциях Китая строится колоссальное количество ветряных и солнечных электростанций, – говорит Кушкина-Летова. – Но выработка электроэнергии на ветряках происходит неравномерно, а газовая генерация лучше всего подходит для резервирования мощности». Пока газовые электростанции строятся в основном на юге Китая, куда приходит дешевое топливо из Австралии, и на восточном побережье, где есть реальная потребность в покрытии пиков, газотранспортная инфраструктура и запрос на более чистую генерацию. Доступ к газовому хранилищу (или использование собственного газа) может существенно улучшить экономику проекта, поскольку позволит решить вопрос с неравномерностью выборки газа.

В ответ КНР рассчитывает получить доступ к ресурсам в России, полагает Гривач. «Возможно, китайцы хотят показать, что у выгодного сотрудничества может быть разная география. Если они посчитали, что «Газпром» может выгоднее строить ПХГ, то почему бы не построить трубопровод эффективнее?» – рассуждает Санакоев.

Интерес Китая к газу будет расти, прогнозирует Кашин, но пока его сдерживает недостаточная реформированность рынка газа и рынка электроэнергии в стране.

Представители Минэнерго и Минэкономразвития отказались от комментариев.