«Аэрофлот» перенаправляет пассажиропотоки из регионов в Москву
Санкт-Петербург и Ростов недовольны сокращением маршрутной сети «России» – «дочки» национального авиаперевозчикаВ Минтрансе в мае создана рабочая группа под председательством замминистра Валерия Окулова по рассмотрению стратегии развития авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота»). В нее входят чиновники Санкт-Петербурга и Ростовской области, топ-менеджеры «России», «Аэрофлота», «Воздушных ворот Северной столицы» (ВВСС, концессионер аэропорта «Пулково») и УК «Аэропорты регионов» (владеет действующим аэропортом Ростова и строит новый). Об этом «Ведомостям» сообщили пресс-службы Минтранса и региональных администраций.
Власти обоих регионов планируют развивать аэропорты как крупные пересадочные узлы (хабы). Но «Россия», в марте консолидировавшая другие «дочки» «Аэрофлота» – «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии», сокращает маршрутную сеть из аэропортов, следует из ответов регионов «Ведомостям». При этом в аэропорты сделаны серьезные инвестиции: ВВСС вложила 1 млрд евро в новый терминал «Пулково», «Аэропорты регионов» в 2017 г. достроят под Ростовом за 18 млрд руб. новый аэропорт «Южный» пропускной способностью 5 млн человек (еще 18 млрд руб. потратит федеральный бюджет на взлетно-посадочную полосу).
С летней навигации 2013 г. до нынешнего сезона «Россия» сократила количество маршрутов из «Пулково» с 74 до 48, в том числе международных – с 53 до 24, а российских выросло на 3 до 24, гласят данные «России» и ВВСС. В ростовском аэропорту базировались 7 из 10 судов «Донавиа», с апреля их осталось только три, при этом ликвидируется технический комплекс, количество маршрутов из Ростова сократилось с 10 до 4, сообщили в пресс-службе областного минтранса. «Россия» утверждает, что нецелесообразно возить пассажиров дальнемагистральными самолетами из Санкт-Петербурга напрямую, выгоднее возить через Москву, сообщили в пресс-службе питерского комитета по транспорту.
При этом пассажиропоток группы «Аэрофлот» в Санкт-Петербурге как минимум не падает, а в Ростов сокращается незначительно. Растут перевозки в Москву, а оттуда «Аэрофлот» развозит пассажиров из своего хаба в «Шереметьево» или «Внуково» (здесь базируется «Россия») – так выгодней, признает федеральный чиновник.
Пассажиропоток «России» в аэропорту «Пулково» в 2013–2015 гг. увеличился на 2,6%, указывает представитель «России». Источник, близкий к компании, добавляет, что на закрытые «Россией» направления не становятся другие авиакомпании, что говорит об их нерентабельности.
Пока третья
2,5 миллиона человек перевезла в январе – апреле объединенная «Россия» (-17,5% год к году), это третий результат после самого «Аэрофлота» и авиакомпании «Сибирь» (входит в S7)
Администрация Санкт-Петербурга совместно с ВВСС разработала мотивационную программу для «России», по которой обслуживание рейсов будет стоить в среднем на 5% дешевле, чем в московском аэропорту «Внуково». Сейчас программа согласовывается, сообщили в городском комитете по транспорту. Из «Внуково» «Россия» начала летать только с конца марта, на летний сезон у нее из Москвы в расписании 179 рейсов в неделю по 15 направлениям, тогда как из «Пулково» – 461 рейс в неделю.
«В новом аэропорту «Южный» должен быть базовый перевозчик, «Аэрофлоту» предложено сформировать в нем полноценный филиал «России» с базированием 7–10 судов и восстановить маршрутную сеть «Донавиа», под создание новой технической базы правительство готово предоставить рядом с аэропортом земельные участки», – сообщили в областном минтрансе.
Минтранс, конечно, в стороне не останется, будут найдены какие-то компромиссы. Но, разумеется, «Пулково» как хаб не будет развиваться наподобие «Шереметьево», чего хотят власти города, говорит федеральный чиновник.
Неплохо бы стимулировать развитие региональных перевозок и другими авиакомпаниями, но нет сильных перевозчиков. Региональные хабы развивают только S7 в Новосибирске и «Уральские авиалинии» в Екатеринбурге, добавляет собеседник «Ведомостей».
«С точки зрения инфраструктуры и географии «Пулково» и строящийся «Южный» могут быть хабами, но хаб создает крупная авиакомпания, аэропорт просто предоставляет ей услуги. А все крупные перевозчики уже имеют хабы», – говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. На закрытые «Россией» направления могли бы выйти другие перевозчики, но «Аэрофлот» сможет предложить намного большую частотность и скорее всего более выгодные цены на трансферных рейсах, в том числе за счет больших пассажиропотоков, добавляет Пантелеев.
Вопросы сокращения или увеличения маршрутной сети и количества рейсов обсуждаются рабочей группой с точки зрения рентабельности направлений, сообщила пресс-служба Минтранса. Рабочая группа внимательно выслушает мнение всех заинтересованных сторон, проанализирует данные вопросы и сделает необходимые выводы по итогам всех обсуждений. Окончательное решение вопроса остается за правительством, сообщила пресс-служба Минтранса. Пресс-службы ВВСС и «Аэропортов регионов» тему не комментируют.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)