Пивовары просят правительство не повышать акцизы
Вице-премьер Александр Хлопонин обещал подуматьПрезидент пивоваренной компании «Балтика» (входит в концерн Carlsberg) Яцек Пастушка и президент Heineken в России Этьен Страйп использовали время на Петербургском международном экономическом форуме для встречи с заместителем председателя правительства Александром Хлопониным, на которой обсудили возможность замораживания акцизов на пиво. Об этом рассказал «Ведомостям» вице-президент «Балтики» Алексей Кедрин, а директор Heineken Russia Кирилл Болматов и представитель Хлопонина это подтвердили. Представители пивоваренной отрасли считают, что в 2017–2018 гг. ставку акциза необходимо удержать на нынешнем уровне – 20 руб. за 1 л пива с содержанием спирта до 8,6%, добавил Кедрин.
Поступление акцизных доходов в бюджет в 2015 г. снизилось, ставки необходимо снижать, считает он. «Акциз достиг предела, любое дальнейшее повышение будет болезненно для отрасли», – солидарен с ним Болматов. По данным Федерального казначейства, с 2007 по 2014 г. поступления в бюджет от акцизов на пиво постоянно росли, а в 2015 г. впервые за долгое время сократились – на 9,5% до 132,5 млрд руб. (см. график).
Возможность замораживания или даже снижения акцизов обсуждал с Хлопониным на форуме и президент «Сан инбев» Дмитрий Шпаков, говорится в сообщении компании. «Для нас очень важно, что было достигнуто общее понимание о недопустимости дальнейшего ограничения пива в ПЭТ-таре (пластиковые бутылки. – «Ведомости»), а также о возможности совершенствования действующего регулирования», – приводятся в нем слова Шпакова.
Хлопонин пообещал изучить вопрос и встретиться с пивоварами осенью, говорит его представитель. К тому времени пивовары, по его словам, должны совместно с Минфином разработать обоснование своих предложений. Вопрос замораживания акцизов можно обсуждать при формировании бюджета на ближайшие три года с учетом динамики поступления акцизов от отрасли в 2016 г., говорит представитель Минфина.
Производство пива падает с 2012 г., свидетельствуют данные Росстата. В 2015 г. оно сократилось на 5%, но в I квартале 2016 г. немного выросло – на 5,5% к аналогичному периоду прошлого года – до 1,57 млрд л. Отчасти это объясняется провалом производства в начале прошлого года, отчасти тем, что более корректно стали отражать свое производство некоторые небольшие компании, говорится в сообщении Союза пивоваров.
В 2009 г. правительство утвердило концепцию деалкоголизации населения России до 2020 г. Пивоваренная продукция была приравнена к алкогольной, каналы продаж и возможность рекламы пива были ограничены, а акцизы увеличились в 10 раз (в 2008 г. ставка акциза была 2,74 руб./л). Это сделало пиво неконкурентоспособным в сравнении с крепким алкоголем, особенно контрафактным, жаловались пивовары.
Стоимость пива в России довольно высокая, поэтому заморозить акциз имеет смысл, согласен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Однако сам по себе акциз не оказывает решающего влияния на цену и потребление, уверен он. Основными факторами снижения потребления пива Дробиз считает кризис (люди переходят со слабоалкогольных напитков на крепкие), а также естественное сокращение числа потенциальных потребителей в возрастной группе 16–55 лет, начавшееся c 2007 г. из-за демографического спада.