ЕЦБ: Падение цен на нефть может оказывать негативное влияние на мировую экономику
Ценовые шоки оказали более серьезное воздействие на страны – экспортеры энергоресурсов, чем считалось ранееПадение цен на нефть окажет меньшее положительное воздействие на глобальный экономический рост, чем считалось ранее, общее же воздействие может быть даже отрицательным. С таким заявлением в понедельник, 13 июня, выступил Европейский центральный банк (ЕЦБ), сообщает информационное агентство Reuters со ссылкой на исследование финансовой организации.
Цены на нефть начали падение с середины 2014 г. и достигли десятилетнего минимума в начале 2016 г. С их пика в июне 2014 г. до нижних уровней в январе 2016 г. стоимость барреля нефти сорта Brent упала на $82, или 70%. С тех пор цены немного восстановились, приблизительно на $17 за баррель. «Основываясь на нынешних [уровнях] фьючерсов [на нефть], в среднесрочной перспективе можно ожидать лишь постепенного роста цен», - отмечает европейский регулятор.
В начале 2015 г. ожидалось, что падение цен на нефть приведет к значительному положительному воздействию на мировую экономику: во-первых, за счет перераспределения доходов из нефтедобывающих стран в государства, потребляющие углеводороды и имеющие большую долю потребления, а во-вторых, за счет роста доходности предприятий в связи со снижением затрат на энергоресурсы, что, как полагали, подстегнет инвестиционную активность и, в свою очередь, приведет к росту поставок из стран, импортирующих нефть. Однако продолжавшееся падение цены на нефть во втором полугодии 2015 г. означало меньший положительный эффект на мировую экономику. Хотя низкая стоимость энергоресурсов поддерживает внутренний спрос за счет роста реальных доходов в странах-импортерах, она не обязательно компенсирует снижение глобального потребления, считают в ЕЦБ.
Снижение цен на нефть оказало более серьезное воздействие на страны – экспортеры энергоресурсов, чем считалось ранее, и повлекло за собой негативное воздействие на другие развивающиеся экономики. В некоторых экспортирующих углеводороды странах шок от падения цен на нефть сопровождался другими шоками, в частности геополитического свойства. Основные государства-экспортеры обладали финансовой подушкой, что позволило им в некоторой степени смягчить эффект от падения стоимости углеводородов, наращивая бюджетный дефицит. Тем не менее рост ВВП в этих странах значительно сократился по сравнению с другими государствами.
Поскольку спотовые цены на нефть упали ниже уровня безубыточности бюджетов, нынешняя стоимость энергоресурсов требует от государств-экспортеров балансировки бюджета, особенно в тех странах, где валюта привязана к стоимости доллара или же валютный курс жестко регулируется (Иран, Ирак, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла). Кредитно-денежная политика также была ужесточена в тех странах, в которых курс валют гибкий (Канада, Мексика, Норвегия и Россия). Поскольку стоимость валюты значительно упала, инфляционное давление выросло, что сократило пространство для маневра в кредитно-денежной политике, чтобы найти ответ для замедляющегося экономического роста. Наконец, финансовые проблемы осложняются падением цен. Хотя доля основных стран – экспортеров нефти в мировой экономике относительно небольшая (приблизительно 15% мирового ВВП по ППС), отрицательное влияние на экономики стран, с которыми у них тесные торговые и финансовые связи, а также снижение общего экономического доверия давят на мировую экономическую активность, считают в европейском регуляторе.
Также меньший, чем ожидалось, положительный эффект от падения цен на углеводороды был оказан на страны – потребители нефти. В качестве такого примера ЕЦБ приводит США как одного из крупнейших импортеров углеводородов. Да и этот эффект был скорректирован из-за сокращения инвестиций в сектора экономики, связанные с энергетикой.
Первоначальное падение цен на нефть было вызвано избытком предложения, что в обычных условиях должно было бы подстегнуть мировой экономический спрос, однако избыток предложения сопровождался слабеющим спросом, что оказывает негативное воздействие на экономику.
«Если считать, что, к примеру, падение цен на 60% с середины 2014 г. было обусловлено предложением, то остальное падение было вызвано сокращением спроса. Модель предполагает, что влияние этих двух шоков на глобальную [экономическую] активность окажет нулевой эффект или даже будет негативной», - пишет ЕЦБ.