«Норникель» может провести IPO Быстринского месторождения меди через 5–7 лет
Перед продажей проект могут укрупнить другими активамиВ конце 2015 г. «Норникель» договорился о продаже 13,3% долей в ГРК «Быстринское» (разрабатывает Быстринское полиметаллическое месторождение) китайскому инвестфонду Highland за $100 млн. Сделка еще не закрылась, но у основного акционера и президента «Норникеля» Владимира Потанина уже есть идея, как монетизировать проект. Об этом он заявил в интервью телеканалу «Россия 24».
По словам Потанина, проект Быстринского ГОКа ориентирован на китайский рынок (от Быстринского месторождения до границы с Китаем около 300 км). «И если бы нам удалось укрупнить этот проект, то он, в принципе, мог бы иметь самостоятельное будущее в Китае. Например, пройти листинг на Шанхайской или Гонконгской бирже», – отметил совладелец «Норникеля».
Потанин считает, что «укрупнить» проект можно Баимской рудной площадью (в 2011 г. ресурсы найденного там месторождения Песчанка оценивались в 1600 т золота и 27 млн т меди). «Укрупнить» Быстринское можно и за счет еще какого-нибудь интересного с точки зрения качества актива или предприятия, допускает Потанин. Там же, в Забайкальском крае, расположено третье по запасам в мире месторождение меди – Удоканское (лицензией владеет Байкальская горная компания, принадлежавшая до 2015 г. «Металлоинвесту» Алишера Усманова). Усманов несколько лет назад готов был обменять лицензию на Удокан на дополнительные акции «Норникеля» (тогда «Металлоинвест» уже владел примерно 4% акций), но до сделки не дошло.
Лицензией на разработку участка Песчанка Баимской медно-порфировой площади на Чукотке владеют структуры Millhouse. Рассматривать это месторождение как перспективное «Норникель» начал в прошлом году, об этом «Ведомостям» рассказывали три источника, близких к разным сторонам переговоров. Официально в сферу своих интересов «Норникель» включил Баимское в мае 2016 г., отметив в презентации ко дню инвестора, что Быстринское и Баимское – потенциально интересные проекты, нацеленные на азиатский рынок. «В компании изучают возможность создания крупного горнорудного кластера на базе Быстринского проекта», – говорит источник, близкий к «Норникелю». «Укрупнить» Быстринское можно и за счет близлежащих проектов, «Норникель» ведет геологоразведку в регионе на ряде прилегающих площадей, отмечает источник, близкий к «Норникелю». Вопрос «укрупнения» Быстринского будет решаться после 2020 г., отмечал Потанин.
«Норильский никель»
Горно-металлургическая компания
Акционеры: «Интеррос» (30,3%), UC Rusal (27,8%), Crispian (5,49%).
Капитализация – $21,9 млрд.
Выручка (МСФО 2015 г.) – $7,9 млрд,
Прибыль – $1,7 млрд.
Быстринский ГОК должен заработать в 2017 г., выйти на проектную мощность – к 2019 г. и поставлять по 65 800 т меди в год, сказано в материалах «Норникеля». На Быстринский проект «Норникель» уже привлек $800 млн проектного финансирования у «Сбербанк CIB». На Баимском месторождении планировалось построить обогатительный комбинат мощностью 30 млн т руды в год, который бы выпускал до 500 000 т медного концентрата. Инвестиции в проект оцениваются в $1,8 млрд, говорилось в материалах РФПИ к прошлогоднему заседанию Российско-китайской комиссии по инвестициям.
Как будет выглядеть «укрупнение», ни Потанин, ни представитель «Норникеля» не пояснили. Представитель Millhouse отказался от комментариев.
Если «Норникель» решит приобрести Баимское, то, вероятно, это будет денежная сделка, считает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. «Казначейские акции у «Норникеля» собирается выкупить Crispian, допэмиссия размоет доли основных акционеров. Другим вариантом может быть внесение Баимского в капитал ГРК «Быстринское», что скорее всего повлечет изменение структуры акционеров в нем», – говорит Лобазов. Ждать существенного роста цен на медь в перспективе 5–7 лет не стоит, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. У новых проектов за рубежом более высокое содержание металла в руде, а значит, и более низкая себестоимость, отмечает Худалов. Кроме того, на мировом рынке есть тенденция к замещению меди алюминием. В Китае пик потребления меди практически достигнут. Поэтому рассчитывать на дальнейшее расширение спроса было бы опрометчиво, говорит эксперт.