«Фанагория» открывает винный бутик в Москве

Краснодарский производитель вин хочет расширить долю на столичном рынке
В Москве кубанский производитель пока зарабатывает всего 7–8% выручки
В Москве кубанский производитель пока зарабатывает всего 7–8% выручки / Е. Разумный / Ведомости

Производитель вин «Фанагория» откроет 7 июня первый винный бутик в Москве на Ленинградском проспекте, сообщила компания в сети Instagram и подтвердил ее гендиректор и совладелец Петр Романишин. Емкость московского рынка вин по-прежнему велика, а формат бутика сделает дополнительную рекламу брендам компании, объясняет он. Сейчас на Москву приходится 7–8% выручки «Фанагории», говорит Романишин, компания хотела бы увеличить эту долю. Тем более что после девальвации рубля у российских производителей появилась возможность конкурировать с импортными брендами по соотношению цены и качества.

40% дорогого алкоголя, который широко представлен у «Фанагории», потребляется именно в Москве, говорит директор российского Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Всего в России ежегодно продается 80 млн бутылок дорогого вина (свыше 350 руб. за бутылку), из них более трети – в Москве, это самый привлекательный регион для продавцов дорогого алкоголя, объясняет он. «Фанагория», по словам Дробиза, входит в тройку крупнейших производителей вин в России.

Эта компания выпускает вина, шампанское и коньяки, в ее распоряжении виноградники площадью 2800 га, указано на сайте «Фанагории». В 2015 г. она увеличила производство на 15,6% до 2,46 млн дал: основная часть пришлась на виноградные вина (до 2,14 млн дал), на шампанские и игристые – до 206 800 дал, на коньяки – 72 100 дал, на виноградную водку – 26 900 дал.

Площадь московского бутика составит 60 кв. м, инвестиции Романишин оценивает менее чем в 1 млн руб. В бутике будет представлено около 100 наименований вин, шампанского и коньяков собственного производства, а также крепкий алкоголь других производителей – каких именно, он не уточняет. Бутик станет 47-м магазином компании. Сейчас большая часть ее фирменной розницы сосредоточена в Краснодарском крае, но есть также по пять магазинов в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, четыре в Подмосковье и три в Республике Мордовии, говорится на сайте розничной сети. О планах открытия в Москве большего числа магазинов говорить пока рано, уточняет Романишин.

Фирменная розница – это не бизнес, а скорее возможность поддержать бренд, полагает управляющий сетью алкомаркетов «Бристоль» Алексей Топорков. Если бы «Фанагория» хотела охватить розничной сетью весь Московский регион, ей имело бы смысл открыть не менее 12–15 точек – это позволит действительно повысить узнаваемость брендов, говорит гендиректор сети алкомаркетов «За вином» Андрей Ткемаладзе. В противном случае маркетинговая стратегия провалится, поскольку инвестиции в открытие и содержание одной точки – около 15 млн руб. в год (около 1 млн руб. инвестиций, 14 млн руб. в год – затраты на зарплату и аренду), на эти деньги можно организовать хорошую рекламную кампанию в СМИ и других каналах, рассуждает он. Кроме того, бутики, как правило, не выдерживают конкуренции с алкомаркетами, добавляет Ткемаладзе.

Похожие проекты есть и у других производителей. Производитель игристых вин «Абрау-Дюрсо» начал создавать собственную розницу в 2009 г., сейчас у компании шесть бутиков – два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ижевске и Нижнем Новгороде. Также у компании четыре фирменных магазина в Абрау-Дюрсо. «Абрау-Дюрсо» довольна результатами работы розничной сети и планирует развивать ее дальше – количество магазинов будет зависеть от договоренностей с партнерами-франчайзи, говорит представитель компании. Собственная сеть позволяет представить более полный ассортимент продукции – от массовых брендов до редких экземпляров – и все-таки этот проект скорее имиджевый, нежели коммерческий, признает он.

В Москве кубанский производитель пока зарабатывает всего 7–8% выручки