«Газпром» не регистрирует внебиржевые сделки, считает ФАС
Компании грозит штраф до 500 000 рублей за каждую сделкуФАС возбудила административное производство в отношении «Газпрома», поскольку компания не регистрировала внебиржевые сделки с газом, сообщила пресс-служба ведомства. Регистрация сделок обязательна для газа, реализуемого вне биржи по свободным ценам, а концерн реализует свой газ по регулируемым государством ценам, возражает представитель «Газпрома».
Внимание ФАС привлекли продажа и покупка газа по свободным ценам внутри группы «Газпром», пояснил «Ведомостям» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. «Компания должна была их зарегистрировать, она этого не делала. В рамках производства разберемся со всеми обстоятельствами. По всей видимости, такие сделки еще есть», – сказал Голомолзин. Штраф за каждую незарегистрированную сделку может составить до 500 000 руб., уточнил он.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа регистрирует внебиржевые сделки по продаже газа в обязательном порядке с 30 января 2016 г. Запрос о количестве и объеме зарегистрированных сделок биржа оставила без ответа.
Регулятору хотелось бы видеть больше сделок на бирже, чтобы выработать ценовой ориентир, считает аналитик UBS Максим Мошков. Для ФАС принципиально важно создать внутрироссийский индикатор по цене, поэтому служба последовательно подводит к регистрации внебиржевых сделок всех производителей газа, отмечает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Регистрировать сделки по регулируемым ценам для создания индикатора смысла нет, говорит заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.
Проблема шире, чем регистрация внебиржевых сделок, речь и о доступе потребителей к биржевому газу, полагает директор Small Letters Виталий Крюков. Дойдет ли дело до штрафа, не так важно, сумма его несущественна, говорит он, важнее, будет ли «Газпром» поставлять больший объем на биржу и отчитываться по внебиржевым сделкам. Для развития биржевой торговли нужно создавать условия для всех участников рынка, продолжает Гривач: «В теории – сократить объем поставок по долгосрочным контрактам, но на практике это означает создание искусственного дефицита, на что не пойдут ни ФАС, ни госорганы».