Появление «Платона» не привело к переходу на машины с полной массой меньше 12 т
На дальних маршрутах по-прежнему выгоднее использовать большегрузные машиныВ марте – июле 2015 г. на российском автомобильном рынке, падающем с 2013 г., наблюдалось оживление в сегменте грузовиков полной массой меньше 12 т – их доля выросла до 35%, но затем стабилизировалась на уровне 25%, следует из данных «Автостата». По всей видимости, компании-перевозчики готовились к введению в России системы «Платон», чтобы частично сэкономить за счет машин, полная масса которых ниже нормативных 12 т, рассуждает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Например, на коротких маршрутах, захватывающих отрезки федеральных трасс, говорит он.
Полностью переходить из-за «Платона» на грузовики массой меньше 12 т смысла нет, считает Удалов. На дальних расстояниях по-прежнему оптимально использовать большегрузные автомобили, объясняет он.
Так же считают и специалисты по логистике. Коммерческий транспорт грузоподъемностью менее 12 т позиционируется как «городское решение» транспортных задач потребителей, замечает бизнес-директор «Совинтеравтосервиса» Михаил Левченко: «Себестоимость перевозки 1 т груза на дальние расстояния на такой машине выше, чем у более грузоподъемных машин».
«Перевозки таким видом транспорта [полной массой меньше 12 т] не всегда себя оправдывают даже с учетом, что с перевозчика не взимается плата по системе «Платон», если грузовая партия может быть отправлена стандартной фурой 20 т», – говорит руководитель департамента наземных перевозок «GEFCO Россия» Ирина Новикова.
Новая система не привела и к появлению на рынке новых моделей полной массой меньше 12 т – ни импортных, ни отечественных.
«Scania производит и реализует, в том числе на российском рынке, тяжелую коммерческую технику полной массой свыше 16 т. В настоящее время адаптация существующей продуктовой линейки в связи с внедрением системы «Платон» не планируется», – сказал представитель компании. Таких планов нет и у «Камаза». «Появление «Платона» не вызвало необходимости дополнять стратегию развития модельного ряда ГАЗа, так как в ней уже заложены планы по выходу в новые сегменты по грузоподъемности, – говорит представитель группы ГАЗ. – В частности, в будущем планируется производство автомобиля «Газель Next» полной массой 4,6 т (сейчас 3,5 т) и выпуск среднетоннажного грузовика полной массой до 12 т (сейчас 8,7 т). Эти планы были разработаны до введения системы «Платон» на основе обратной связи, которую мы получаем от потребителей, дилеров и маркетинговых исследований, подтверждающих перспективность этого сегмента для ГАЗа».
Сейчас ставка за 1 км пробега составляет 1,53 руб. и пока она заморожена, напоминает Левченко. «Когда произойдет увеличение, сложно сказать. Правительство вернется к этому вопросу после 1 октября 2016 г., хотя ранее планировалось увеличение ставки до 3,06 руб. уже с 1 марта», – замечает он. Повышение ставки увеличит расходы на грузоперевозки, но и в этом случае не стоит ждать появления «спецверсий под «Платона» – основная масса перевозок по федеральным трассам будет и дальше осуществляться тяжелой техникой, считает Удалов. Кроме того, не исключено дальнейшее развитие системы «Платон» и распространение оплаты на грузовики, полная масса которых меньше 12 т, замечает сотрудник одного из российских центров НИОКР.