Начинаются полеты из четвертого московского аэропорта – «Жуковского»
Первыми из него полетят казахская и киргизская авиакомпанииВ понедельник во второй половине дня торжественно откроется аэропорт «Жуковский» (прежде назывался «Раменское»), сообщили пресс-службы компании-инвестора «Рампорт аэро» и госкорпорации «Ростех»(у нее 24% плюс 1 акция «Рампорт аэро», остальное у литовской Avia Solutions Group).
«Жуковский» – четвертый аэропорт Москвы, «Рампорт аэро» вложила в терминал пропускной способностью 4 млн человек в год $27 млн, полосу предоставит аэродром Летно-исследовательского института им. Громова. Открыть аэропорт планировалось в конце марта. «Несколько больше времени ушло на получение всех разрешений, последнее – сертификат соответствия авиационной безопасности – Росавиация выдала буквально в конце прошлой недели», – объясняет человек, близкий к «Ростеху».
Открывать аэропорт будет председатель правительства Дмитрий Медведев, говорят человек, близкий к «Ростеху», и федеральный чиновник. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила «Ведомостям», что Медведев будет открывать аэропорт «Жуковский».
Ни «Рампорт аэро», ни «Ростех» не сообщили, какие авиакомпании первыми полетят из «Жуковского». «Рампорт аэро» вела переговоры с двумя десятками авиакомпаний, упор делался на чартерных перевозчиков и авиакомпании из стран СНГ, им предлагалось более дешевое, чем в действующих аэропортах, обслуживание. Человек, близкий к «Ростеху», говорит, что первой полетит авиакомпания из СНГ.
«Заявок в Росавиации от иностранных перевозчиков на рейсы из «Жуковского» нет ни по форме Р (регулярные рейсы), ни по форме Н (чартеры), но в открытии аэропорта будут участвовать казахстанская SCAT Airlines и Air Kyrgyzstan: проведут презентации, загонят самолеты, возможно, по разовым разрешениям совершат полеты, но неизвестно, с пассажирами ли», – рассказал федеральный чиновник.
«В открытии примет участие наша делегация, мы планируем рейсы из «Жуковского», – подтвердил сотрудник российского представительства SCAT. «В открытии участвуем, согласовываем с аэропортом слоты, договариваемся с наземными службам», – говорит сотрудник Air Kyrgyzstan.
Главным недостатком «Жуковского» эксперты и менеджеры авиакомпаний, с которыми аэропорт ведет переговоры, называют плохую транспортную доступность: до него нет электричек «Аэроэкспресса», автомобилем добраться трудно из-за пробок. Но в сентябре РЖД реконструирует ближайшую к аэропорту станцию Отдых (35 минут от Казанского вокзала), до нее пойдет экспресс, а аэропорт свяжет терминал и станцию шаттлами, рассказывал заместитель гендиректора «Рампорт аэро» Сергей Рыжов.
С открытием можно было и подождать, рассуждает федеральный чиновник, ни одна авиакомпания не готова летать прямо сейчас, хотя «Ростех» обещал открыться весной.
«Жуковскому» надо начинать с авиакомпаний, имеющих немного московских рейсов и, так сказать, не делающих особого акцента на качестве, потому что никакой крупный европейский или базирующийся в Москве российский перевозчик не променяет развитый аэропорт на только что открывшийся, рассуждает топ-менеджер российской авиакомпании.
Идея гражданского использования аэродрома ЛИИ им. Громова возникла еще в начале 1990-х гг., а в 2012–2013 гг. «Ростех» решил ее использовать, рассказывает гендиректор Infomost Борис Рыбак: пассажиропоток во всех трех московских аэропортах рос стремительно – и близок был момент, когда они исчерпали бы свои возможности. Помочь могли третьи взлетно-посадочные полосы в «Домодедово» и «Шереметьево», но решение о них никак не принималось. Четвертый аэропорт казался хорошим недорогим промежуточным решением, вспоминает Рыбак. В 2013 г. «Ростех» на конкурсе выбрал частного инвестора.
Сейчас нельзя оценить, есть ли перспективы у «Жуковского»; но конкурировать на падающем рынке с тремя другими аэропортами будет тяжело, уверен Рыбак, если только «Жуковский» не сумеет предложить серьезный дисконт на аэропортовые услуги.
Другие аэропорты в России иностранцы не контролируют – разве что «Домодедово» формально принадлежит кипрским компаниям.