«Вип-сервис» напрямую с ФПК будет продавать железнодорожные билеты
Ранее все турфирмы работали через УФС«Дочка» РЖД – Федеральная пассажирская компания (ФПК) выбрала партнера по продаже электронных билетов. Им может стать структура ГК «Вип-сервис» (№ 79 в списке крупнейших компаний Forbes с выручкой 76 млрд руб. за 2014 г.) – фирма «Вип корпорейт тревел», следует из тендерной документации. По итогам проведенного 25 мая аукциона «Вип-сервис» предложил наибольшую цену договора: при начальных 472 000 руб. компания готова платить 495 600 руб. в месяц. За это «Вип-сервис» может получить до 30 ноября доступ к модулю, позволяющему оформлять электронные билеты на поезда ФПК и талоны на организацию перевозки автотранспортом.
В тендере могли участвовать только туроператоры с двухлетним опытом торговли железнодорожными билетами. Кроме «Вип-сервиса» заявку подал туроператор «Библио-глобус», следует из протокола, а еще одну компанию (ее название не раскрывается) к аукциону не допустили.
Итоги тендера не опубликованы, но победителем, как следует из документов, признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, договор должен быть заключен в течение четырех дней. «Вип-сервис» участвовал в тендере и готовится к началу продажи билетов, сказал гендиректор компании Дмитрий Горин.
ФПК намерена расширить каналы продаж электронных билетов, замечает ее представитель, задача – до конца года увеличить долю электронных продаж с 38% до 45%. По его словам, проект с победителем аукциона станет пилотным и, если он окажется успешным, ФПК может увеличить число партнеров.
В одну кассу
C апреля 2016 г. УФС принадлежит Андрею Чеглакову (76,5%) и Александру Кукличу (23,5%, ЕГРЮЛ). Чеглаков – бывший вице-президент «Ростелекома», совладелец разработчика облачного офисного приложения «Мой офис» «Новые облачные технологии». До этого компанией владела кипрская «АМ Эбукерс лимитед» («СПАРК-Интерфакс»). В 2014 г. Фонд борьбы с коррупцией сообщал, что эта компания через другую кипрскую фирму – Verlys Nominees принадлежит Вере Лиссиотис, управляющей финансами семьи экс-президента РЖД Владимира Якунина.
С 2012 г. доступ к системе ФПК имела только компания УФС (см. врез). Компания рассматривала возможность участия в аукционе, заявил ее представитель, отказавшись комментировать, была ли она недопущенным участником. Сейчас, по его словам, у УФС более 6000 агентов по трем представляемым продуктам, сервисный сбор компании составляет от 95 руб. Сервисный сбор согласно сайту компании – не более 15% от стоимости билета. Около 40% всех продаваемых железнодорожных билетов – электронные, из них на продажи через УФС приходится около трети, говорит ее представитель, остальное – через сайт РЖД.
90% билетов на поезд в 2015 г. продавалось через rzd.ru, по данным Data Insight. В отличие от авиакомпаний у РЖД нет системы мотивации агентов, замечает партнер Data Insight Федор Вирин: УФС перепродает им доступ к системе РЖД с учетом сервисного сбора за каждый реализованный билет. Чтобы заработать, «Вип-сервису» придется продавать с наценкой, т. е. дороже, чем на сайте, а значит, принципиально ничего не поменяется, считает Вирин, клиенты продолжат покупать билеты на rzd.ru.
Ozon.travel продает около 300 000 железнодорожных билетов в год, говорит гендиректор Дмитрий Яковлев. По его словам, минуя УФС продавать билеты дешевле, но об аукционе компания не знала.
Представитель «Библио-глобуса» на запрос не ответил.