Как «Газпром» поссорился с трейдером
Компания угрожает ограничить продажу газа через Санкт-Петербургскую биржу из-за спора с одним из трейдеровЦель биржевой торговли – создание рыночного индикатора, который станет основой для отмены регулирования цен на газ с 2018 г. Ограничение поставок на биржу затормозит процесс, считает Махонин. «Независимые неплохо законтрактованы и не могут нарастить поставки, а у «Газпрома» избыток газа. «Роснефть» сама покупает газ на бирже, свободные объемы «Новатэка» ситуацию не спасут», – сказал он. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос, его коллега из «Новатэка» отказался от комментариев.
«Газпром» будет ограничивать продажу газа на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже до устранения нарушений, связанных с актированием газа, одним из участников, передал «Интерфакс» заявление заместителя начальника департамента «Газпрома» Геннадия Сухова. Речь шла о частном случае несогласованности действий участников биржевых торгов, пояснил представитель «Газпрома» «Ведомостям» и добавил, что никаких решений по ограничению объемов торгов компания не принимала.
Спор с трейдером «Алгоритм топливный интегратор» (АТИ) возник из-за актирования 20 000 куб. м газа, рассказал гендиректор АТИ Алексей Бураков. Трейдер перебросил объемы между клиентами, что перестало устраивать «Газпром», пояснил он «Интерфаксу». Цена вопроса – менее 70 000 руб., на месте «Газпрома» нужно было искать компромисс, а не занимать жесткую позицию и выносить конфликт на публику, считает гендиректор «Солид – товарные рынки» Илья Мороз. Нарушений правил биржевой торговли не было, говорится в сообщении Санкт-Петербургской биржи.
Это уже третья попытка «Газпрома» сорвать биржевые торги, считает начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. «Мы это заявление оценим, но уже можем констатировать, что «Газпром» на последней сессии в мае снизил долю [от общего объема] продаж до 30%», – говорит Махонин. В годовом исчислении концерн продавал примерно половину биржевых объемов, по данным ФАС. В мае монополия выставляла на торги 1,2 млрд куб. м газа, а продала 400 млн куб. м, сказал Сухов. Объективных причин для снижения поставок ФАС не видит.
У трейдера свои претензии к монополии: в мае АТИ подала жалобу в ФАС к «Газпрому» и его дочерним обществам, рассказал «Ведомостям» Махонин. «Газпром» занимается и поставкой, и транспортом, и учетом газа, напоминает директор по развитию АТИ Алексей Солдатов. В апреле, пересчитав поставленные ряду клиентов АТИ объемы биржевого газа по собственной формуле, одна из региональных компаний концерна попыталась уменьшить объем газа с биржи в пользу поставок по своему долгосрочному договору, объясняет Солдатов. «Правила учета толком не прописаны, поэтому все зависит от доброй воли межрегионгазов «Газпрома», – сетует он. Несколько клиентов АТИ теперь даже испугались покупать газ на бирже, сказал Солдатов. Сложности возникли в нескольких регионах, подтвердил Махонин. «Для АТИ это принципиальное решение – если она здесь уступит, то мы все можем забыть про бизнес по обслуживанию клиентов на биржевом рынке газа. На месте профучастника рынка я вел бы себя так же», – говорит Мороз.
Конфликт показал несовершенства биржевой торговли газом, отмечает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач: есть противоречия с системой поставок по долгосрочным контрактам, балансированием интересов всех участников торговли. Биржевой рынок нефтепродуктов проходил те же проблемы, с которыми сталкивается сейчас рынок газа, сравнивает Мороз: «Но крупные нефтяные компании уже привыкли, механизм работает».