Правительство определило, кому отдаст деньги «Платона»
В некоторых из регионов, получающих 11 млрд рублей на ремонт дорог, деньги дойдут только до центровДеньги, собранные системой «Платон» за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 т (1,53 руб. за 1 км), пойдут на срочный ремонт региональных дорог, говорится в распоряжении правительства.
10,85 млрд руб. распределят по 24 регионам, но в ряде из них помощь получат только столицы. Например, Екатеринбург (450 млн руб. на ремонт 300 000 кв. м дорог), Ростов-на-Дону (400 млн руб. на 336 000 кв. м), Сыктывкар (350 млн руб. на 272 000 кв. м), Калуга (200 млн руб. на 135 000 кв. м), Орел (150 млн руб. на 150 000 кв. м), говорится в сообщении Минтранса. Окончательные списки участков, которым срочно нужен ремонт, сейчас утверждают главы администраций регионов, уточняет Минтранс.
Система «Платон» собрала в федеральный бюджет 8 млрд руб. за шесть с лишним месяцев работы, по данным ее оператора «РТ инвест-транспортные системы» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). К концу года эта цифра составит порядка 20 млрд руб., сообщает Минтранс. Сборы должны были составить 39,5 млрд руб. в 2016 г., но замораживание тарифа сократило прогноз. Оператор получит из бюджета 10,6 млрд руб. за год независимо от собранной платы.
Первоначально планировалось, что деньги «Платона» пойдут на финансирование проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые семь региональных ГЧП-проектов, претендующих на эти деньги, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г. Их стоимость – 154 млрд руб. Это мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска. Решение о финансировании будет утверждаться правительством, а предложения соберет Минтранс, после того как их одобрят межведомственная комиссия при Минтрансе и правительственная комиссия по транспорту. К первоочередным претендентам на софинансирование можно отнести проект автомобильного обхода города Хабаровска, а также строительство моста через реку Чусовая в Пермском крае, отмечал ранее представитель Минтранса.
Но подготовка эффективных проектов ГЧП требует высокого качества проработки, поэтому большинство регионов намерены подавать заявки на софинансирование с 2017 г., отмечал Минтранс.
Потратить собранные деньги уже в 2016 г. предложил министр транспорта Максим Соколов на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева в конце апреля. Ремонт региональных дорог финансируется всего на 14–15% от необходимого, напомнил Соколов, нормативам соответствует только 38,8% дорог.
Решение правительства позволит в кратчайшие сроки привести региональную сеть автомобильных дорог в надлежащее состояние, надеется Соколов.
Суммы, которые достанутся регионам, небольшие, но нельзя говорить, что эти деньги совсем не помогут, потому что российские дороги в таком состоянии, что нужна каждая копейка, говорит консультант автодорожной отрасли. Если переводить приведенную площадь в километры дорог, исходя из стандартной ширины двухполосной дороги (7,5 м), получается, что выделят 8-12 млн руб. на 1 км, подсчитал руководитель проектов практики «Инфраструктура» НЭО Центра Евгений Мазур. Стоимость ремонта дороги зависит от категории и количества полос движения, но суммы сопоставимы с региональными нормативами, где ремонт 1 км дороги стоит в среднем 15 млн руб., продолжает он. Это неплохая добавка, если деньги не распределят равномерно по всем дорогам региона, а сконцентрируют на нескольких проблемных участках автомобильных дорог, которые действительно нуждаются в неотложных ремонтных мероприятиях, отмечает Мазур.
Было бы правильнее деньги, полученные через концессию, отправлять в новые концессии, продолжая вовлекать в дороги частный капитал и укреплять авторитет механизма ГЧП, считает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Такое срочное распределение денег, собранных «Платоном», больше похоже на политическое решение, направленное на повышение популярности проекта в глазах населения.