«Кира Пластинина» передаст почти все свои магазины франчайзинговым партнерам
Общее количество точек сети сократится почти в три разаПроизводитель и ритейлер ООО «Кира Пластинина стиль»(«КП стиль») передает практически все свои розничные торговые точки в управление франчайзинговым партнерам, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Игорь Мухачев. Такая стратегия специализации позволит значительно сократить издержки и сосредоточиться на оптовых импортно-экспортных операциях, снабжении партнеров товарами, объясняет он.
В Петербурге в сети «Кира Пластинина» останутся работать магазины в ТРК «Галерея» и «Мега Дыбенко», этими магазинами будет управлять один из наших франчайзинговых партнеров – ООО «Бетаторг», рассказывает Мухачев. Связаться с «Бетаторгом» не удалось.
Магазин «Кира Пластинина» в петербургском торговом комплексе «Галерея» сейчас закрыт. Он временно не работает, пока идет процесс перезаключения договора аренды, говорит Мухачев. По его словам, партнеры работают по лицензионному договору, который предусматривает розничную реализацию товаров под коммерческим обозначением «Кира Пластинина». Франчайзи будут платить компании лицензионные платежи в зависимости от товарооборота, добавляет он.
Сократится и общее количество магазинов сети «Кира Пластинина» в России. Если на начало прошлого года работало примерно 280 торговых точек, то в результате реструктуризации бизнеса должно остаться около 100, продолжает Мухачев. По его словам, закрытые магазины не обеспечивали достаточный объем продаж и маржи, чтобы покрывать валютные ставки аренды. Осенью прошлого года закрылись два магазина «Кира Пластинина» в ТРК «Континент» в Петербурге, сообщила представитель девелопера «Адамант» Алена Мариничева. По данным «Infoline-аналитики», в начале 2015 г. в Петербурге было 10 магазинов в сети. Средняя площадь магазина - 100-150 кв.м.
Ритейлер открывал магазины слишком агрессивно, считает гендиректор Finn Flare Ксения Рясова. Мухачев объясняет закрытие магазинов резким ростом постоянных и переменных издержек в связи с девальвацией рубля, а также переориентацией покупательского спроса. По его словам, люди больше тратят на еду, а одежда покупается «по остаточному принципу». «Кира Пластинина» в период кризиса пошла по пути диверсификации ассортимента, сделав ставку не на сохранение ядра своей аудитории (молодежь с невысоким доходом), а на привлечение среднего класса, которому стало не по карману покупать европейские бренды в среднем сегменте, говорит гендиректор Y-Consulting Дарья Ядерная. Но эта тактика не оправдалась: клиенты среднего сегмента предпочли покупать те же бренды, но реже или меньше.
Бренд Kira Plastinina появился в России в 2007 г. Это проект экс-совладельца «Вимм-билль-данна» Сергея Пластинина, его развитием занимается дочь Кира. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка «КП стиль» за 2014 г. составила 3,06 млрд руб., убыток – 956 млн руб. За 2015 и 2016 гг. к «КП стиль» было подано 97 исков с требованиями на 200 млн руб. ООО «Транстехком» в мае подало заявление о банкротстве ООО «КП стиль». Суд оставил его без движения. Компания постепенно погасит все долги, обещает Мухачев. По его словам, дебиторская задолженность многократно превышает обязательства перед кредиторами, компания может продать оборудование закрывшихся магазинов.
Самые главные риски во франчайзинге – это утрата контроля за брендом и товарная политика, так как добавление других марок в ассортимент остается проблемой многих компаний, работающих по схеме франчайзинга, говорит Ядерная. По ее словам, у франчайзи может не оказаться необходимого опыта. Притока новых франчайзи сейчас нет, у них просто не остается ресурсов для развития, считает Рясова. По ее словам, Finn Flare продолжает развитие собственных магазинов, оттока клиентов нет, но количество покупок снижается. Если раньше к сезону клиенты покупали 3–5 вещей, теперь – 2–3, говорит Рясова.
По словам Мухачева, «Кира Пластинина» значительно сократила свои постоянные издержки внутри страны, ради минимизации затрат закрываются и иностранные подразделения. Рублевые расходы на импортные материалы выросли, но это частично компенсируется снижением затрат на производство собственной одежды в России, объясняет Мухачев. У компании есть собственная фабрика площадью 3500 кв. м в подмосковных Озерах.