РЖД заплатит государству в 14 раз меньше дивидендов, чем рассчитывало правительство
Акционер получит 319 млн рублей вместо 4,4 млрд рублейПравительство в этом году решило повысить дивиденды госкомпаний с 25 до 50% чистой прибыли по РСБУ или по МСФО в зависимости от того, где чистая прибыль больше. При принятии решения нужно учитывать финансовые показатели, инвестиционные планы, эффективность вложений и проч., указано в распоряжении.
РЖД направит на дивиденды по итогам 2015 г. 100% чистой прибыли по РСБУ «за вычетом обязательных резервных фондов», сказал вице-премьер, председатель совета директоров Аркадий Дворкович. Есть директива правительства. Чистая прибыль РЖД в 2015 г. по РСБУ составила 318 млн руб. против чистого убытка в 44 млрд руб. годом ранее, а по МСФО – 8 млрд руб. по сравнению с убытком в 99 млрд руб. в 2014 г. То есть компания заплатит 319 млн руб. вместо 4,4 млрд руб.
Предложение платить 100% по РСБУ не исходило от РЖД, а было инициировано на уровне правительства, говорит источник, близкий к РЖД. Представители Дворковича, Росимущества (владеет РЖД на 100%), Минфина, Минэкономразвития от комментариев отказались. По итогам 2014 г. РЖД выплатила 45 млн руб. дивидендов, следует из МСФО за 2015 г.
Все компании с государственным участием в 2016 г. выплатят дивиденды, исходя из новых правил. Но часть из них – также с оговорками. Так, «Газпром» заплатит 50% от скорректированной чистой прибыли по РСБУ, или 186,78 млрд руб.
Перед новым президентом РЖД Олегом Белозеровым была поставлена задача оптимизации расходов и отказа от госдотаций на балансировку бюджета, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В этих условиях компании необходимо сохранять некоторый операционный резерв, чтобы не увеличивать долговую нагрузку и не сокращать инвестиционную программу, указывает эксперт. Благодаря сокращению издержек в 2015 г. РЖД сэкономила 39,8 млрд руб., говорил Белозеров. Планы инвестиций РЖД на 2016 г. – 432 млрд руб. «Нераспределенная на дивиденды прибыль позволит РЖД нивелировать риски, связанные с резкой оптимизацией бюджета 2016 г. в условиях отказа от государственной поддержки и необходимости пересмотра приоритетов инвестиционной программы, а также активнее работать над повышением клиентоориентированности и финансировать разработку и запуск новых мультимодальных логистических продуктов», – подытоживает Бурмистров.