«Роснефть» и Pertamina могут построить нефтехимический комплекс за $13 млрд

Аналитики сомневаются, что российская госкомпания вложит свои средства в Индонезии
«Роснефть» и Pertamina могут построить нефтехимический комплекс в Индонезии за $13 млрд
«Роснефть» и Pertamina могут построить нефтехимический комплекс в Индонезии за $13 млрд / Е. Разумный / Ведомости

Строительство нефтеперерабатывающего комплекса Tuban в Индонезии будет стоить $13 млрд, рассказал президент Владимир Путин. НПЗ планируют строить местная Pertamina и «Роснефть». Российская компания участвует в конкурсе на долевое участие, сообщала она в конце апреля. Проектная мощность первичной нефтепереработки – 15 млн т.

$8 млрд – это инвестиции в НПЗ, остальное – стоимость нефтехимического комплекса, уточнил руководитель департамента по добыче нефти и газа министерства энергетики Индонезии Виратмайя Пуйя. По его словам, доли партнеров в проекте могут составить по 50% (его слова передало «РИА Новости»). Сейчас Индонезия импортирует произведенные из российской нефти нефтепродукты в основном из Южной Кореи и Сингапура и «Роснефти» важно поставлять нефть в страну напрямую, приводила компания слова своего президента Игоря Сечина. «10 лет назад страна добывала 71 млн т нефти, сегодня – 38 млн т, а к 2030 г. это будет 11 млн т. Это при росте потребления. Конечно, это создает условия для нашего интереса и по поставкам, и по участию в переработке, и по трейдингу», – цитирует Сечина «РИА Новости». Представитель «Роснефти» отказался комментировать условия сделки.

Цена переработки

$25 млрд – вся программа модернизации НПЗ «Роснефти» в России (100 млн т), напоминает Мошков

Если «Роснефть» все-таки решит строить нефтеперерабатывающий комплекс в Индонезии, это будет неоднозначная инвестиция, считает аналитик UBS Максим Мошков. Проект выглядит слишком дорогим: например, комплексный НПЗ в Индии (владелец – Essar Oil) на 20 млн т, в котором «Роснефть» хочет купить 49%, в начале года на момент делистинга стоил $3 млрд, еще $3,8 млрд составлял долг, напоминает он. Кроме того, в ближайшие годы компании предстоят большие выплаты по долгу ($30,3 млрд в 2016–2018 гг. – «Ведомости») и с учетом большой инвестпрограммы в России лишних денег у «Роснефти» не будет, заключает Мошков.

Это дорогой НПЗ и, если «Роснефть» будет тратить собственные средства, возникнет вопрос, почему деньги пошли на проект за рубежом, а не в бюджет в виде дивидендов, рассуждает аналитик «Велес капитала» Василий Танурков. Но скорее всего партнеры привлекут проектное финансирование, полагает он. Правда, не очень понятно, кто даст деньги: западные банки исключаются, так как «Роснефть» под санкциями, финансирование от российских банков будет очень дорогим, а для Китая новый НПЗ в Индонезии будет конкурентом, говорит аналитик. Вряд ли деньги дадут индонезийские банки: в этом случае не ясно, для чего в проекте «Роснефть», добавляет он. В АТР сейчас переизбыток мощностей по нефтепереработке, но, возможно, «Роснефть» и Pertamina ориентируется именно на внутренний рынок страны, говорит Танурков. Если компания будет поставлять на НПЗ собственную нефть, это принесет ей добавленную стоимость, заключает он.

Строить нефтехимические мощности в АТР опять выгодно из-за падения цен на нефть, правда, чем выше поднимутся цены в будущем, тем сильнее упадет маржа предприятия, говорит руководитель Rupec Андрей Костин. Пробиться на рынок АТР с новыми нефтепродуктами партнерам будет сложно, а вот на нефтехимию будет большой спрос, рассказывает он.