Фармацевтические дистрибуторы смогли заработать в кризис
После декабрьской девальвации рубля спрос на лекарства резко выросГруппа «Катрен» сообщила о росте выручки по МСФО в 2015 г. на четверть до 213,8 млрд руб. и о рекордной чистой прибыли в 5,2 млрд руб. (+84% год к году). «Катрен» – крупнейший дистрибутор лекарств в России (см. график), также группа работает на оптовом фармрынке Казахстана, Украины и Белоруссии и развивает сеть аптек «Мелодия здоровья».
Выручка группы «Катрен» увеличилась в основном благодаря 27%-ному росту российского дистрибуторского подразделения – до 181,7 млрд руб., следует из ее отчета. Оптовый бизнес компании за границей вырос на 18%, розничные продажи – на 14%.
Совладелец группы и гендиректор дистрибутора «Катрен» Леонид Конобеев объясняет такие показатели ростом курса валют в конце 2014 г. – начале 2015 г., за которым последовал ажиотажный спрос на лекарства. Компании получили «феноменальную доходность»: 5% против обычных 0,5%, отмечает он.
Основной рост группы «Протек» также обеспечил дистрибуторский бизнес – его оборот за 2015 г. увеличился на 26,1%, тогда как общая выручка по МСФО – на 24,4%, сообщала ранее компания. Это произошло благодаря высокому приросту коммерческого рынка (продажи лекарств аптекам. – «Ведомости»), пояснял тогда президент «Протека» Вадим Музяев.
В IV квартале 2014 г. – I квартале 2015 г. впервые за последние пять лет аптечные продажи лекарств выросли не только в деньгах, но и в упаковках – на 1,1 и 3,2% соответственно, отмечали аналитики отраслевого агентства DSM Group. В ожидании роста цен из-за девальвации рубля потребители закупали препараты впрок, объясняли год назад «Ведомостям» гендиректор DSM Group Сергей Шуляк и представители крупнейших аптечных сетей. Кроме того, прошлой зимой, по их словам, отмечалась повышенная заболеваемость гриппом и вирусными инфекциями.
Крупнейшие игроки растут быстрее рынка, потому что он стремительно консолидируется – мелкие игроки в кризис не выживают, добавляет гендиректор «Фирмы ЦВ «Протек» (дистрибутор) Дмитрий Погребинский. Консолидация и передел рынка – одна из причин, соглашается Конобеев: в 2015 г. прекратила существование «Ориола» (ее у финской Oriola-KD купила «Аптечная сеть 36,6»), теряла долю и Alliance Healthcare Rus (в начале 2016 г. также досталась «36,6»).
Эту тенденцию подтверждают и данные DSM Group: российский фармацевтический рынок в ценах дистрибуторов по итогам 2015 г. вырос на 9% год к году до 1 млрд руб., при этом на долю 10 крупнейших дистрибуторов пришлось порядка 93% против 89% годом ранее.
По мнению Погребинского, в итоге на рынке должны остаться три сильнейшие компании, как это имеет место на Западе.
В прошлом году другой крупный дистрибутор – петербургская БСС росла за счет открытия филиалов в регионах и расширения собственной сети аптек «Алоэ», объясняет представитель компании. По данным DSM Group, оборот компании за год увеличился на 66% до 33,7 млрд руб. Кроме того, в конце 2015 г. БСС стала заниматься дистрибуцией косметики, что тоже положительно повлияло на итоговые показатели, продолжает представитель компании.
В 2016 г. таких показателей уже не будет, считает Конобеев: с начала года рынок в деньгах упал на 10%, тогда как прежде рос более чем на 10% год к году.