Государство хочет продать 50% плюс 1 акция «Башнефти»
Потенциальных покупателей может отпугнуть высокая цена. Чиновники рассчитывают на 100% премии к рынкуПрезидент Владимир Путин 16 мая подписал указ об исключении 50% плюс 1 акция «Башнефти» из перечня стратегических предприятий. Документ размещен на сайте официальной правовой информации. Государству принадлежит 60,16% голосующих акций (50,08% уставного капитала) «Башнефти», Башкирии – 25,79% голосующих акций (25%).
«Башнефть» находится в отличной форме, компания завершила реконструкцию нефтепереработки, запустила свои главные добычные проекты, у нее одна из самых низких долговых нагрузок в секторе (0,77 EBITDA), стабильный денежный поток и высокие дивиденды, говорит аналитик Газпромбанка Александр Назаров: «Башнефть» будет создавать хорошую синергию с любой российской ВИНК».
В течение первого полугодия есть техническая возможность приватизировать «Башнефть», цитирует «Интерфакс» министра экономического развития Алексея Улюкаева: «Я думаю, что это один из трех активов, который наиболее готов. В конце месяца – начале следующего получим позицию инвестконсультанта».
Представители «Башнефти», Росимущества и «ВТБ капитала» (организатор продаж) от комментариев отказались. Представитель правительства Башкирии не ответил на запрос. Республика заявляла, что не хочет продавать свою долю. Консультантом будут проработаны все предложения, касающиеся возможности приватизации «Башнефти», сказал представитель Минэкономразвития.
Ни копейки больше
«Лукойл» не будет платить за «Башнефть» любую цену, говорил вице-президент по стратегическому развитию Леонид Федун. «Единственный актив, который представляет реальный интерес, – это «Башнефть-Полюс», в котором у нас 25%. Поэтому сказать, что мы готовы переплачивать и будем убиваться за этот проект, – это значит сказать неправду. У нас есть модель, у нас есть понимание справедливой цены, ни одной копейки мы переплачивать не будем. 25% мы даже рассматривать не будем», – заявил он (цитата по «Интерфаксу»).
Об интересе к «Башнефти» заявили «Лукойл», Независимая нефтегазовая компания (ННК) Эдуарда Худайнатова. Интерес проявило ЗАО «Татнефтегаз», предложив государству продать 75,08% во временное владение на 10 лет за $6 млрд. Forbes писал о том, что бизнесмены Хотины также хотят принять участие в приватизации.
Решения, кому продавать, нет, говорит федеральный чиновник. Топ-менеджер одной из компаний, интересующихся приватизацией, сомневается, что «Башнефть» будет в итоге продана. Государство хочет двойную цену за пакет компании, никто не готов платить столько, отмечает он. Это переговорная позиция – рыночная цена пакета и плюс 100% премии, «потому что покупают не пакет на рынке, как рыночный инвестор, а бизнес и на рыночную цену смотреть нельзя», сказал другой чиновник. Во вторник вся «Башнефть» стоила 489 млрд руб. Выходит, почти столько же государство рассчитывает получить за контроль. В нефтяной отрасли таких премий, как правило, не бывает, говорит директор Small Letters Виталий Крюков: чтобы рассчитывать на такую премию, бизнес должен демонстрировать взрывной рост. Примеры есть в высокотехнологичном секторе и фармацевтике, добавляет он.
«Лукойлу» интересна «Башнефть» и при текущих ценах на нефть (около $50/барр.), заявил его президент Вагит Алекперов в конце апреля. Переплачивать компания не намерена (см. врез). Во вторник он сказал, что продажа части акций «Башнефти» не очень выгодна правительству: «Я считаю, что это (SPO) не будет иметь цену, потому что, как правило, биржа требует одного – скидки при размещении. Если правительство хочет продать дешево актив, оно может выходить на биржу» (цитата по «Интерфаксу»).
Деньги можно найти в банках, считает Крюков. На конец 2015 г. на счетах «Лукойла» было 258 млрд руб., отношение чистый долг / EBITDA – 0,78. ННК – непубличная компания. Отношение чистого долга Alliance Oil (входит в ННК) к EBITDA – 4,9, а на счетах было $265 млн.
По мнению Крюкова, у ННК больше, чем у остальных претендентов, желания купить «Башнефть». ННК планирует привлечение внешнего финансирования для приобретения акций «Башнефти», писал президент Худайнатов Улюкаеву. ННК предложила правительству включить в условия приватизации акций «Башнефти» требования по поставкам нефти, ее переработке и реализации нефтепродуктов потребителям Дальнего Востока. Но сама компания с этой идеей была не согласна.