«Лукойл» в последний день подал заявку на аукцион на два крупных месторождения в Ненецком АО

Основная борьба развернется между «Лукойлом» и «Роснефтью», считают аналитики
Компании президента «Лукойла» Вагита Алекперова (на фото слева) и президента «Роснефти» Игоря Сечина (справа) поборются за недра
Компании президента «Лукойла» Вагита Алекперова (на фото слева) и президента «Роснефти» Игоря Сечина (справа) поборются за недра / Михаил Метцель / ТАСС

«Лукойл» вместе с «Роснефтью» и «Газпромом» поборется за два крупных месторождения в Ненецком автономном округе (НАО) – Лаявожское и Ванейвисское, рассказал «Ведомостям» представитель Минприроды. Компания подала заявку последней: заявки принимались до 13 мая, а по состоянию на 12 мая заявились только «Роснефть» и «Газпром», объясняет он. Суммарные запасы нефти двух месторождений составляют 71,2 млн т по категории С1 и 10,8 млн т по категории С2, из них извлекаемые запасы нефти – 14,2 млн т по категории С1 и 2,2 млн т по категории С2; запасы газа – 223 млрд куб. м по категории С1 и 2,2 млрд куб. м по категории С2, конденсата – 14,3 млн т по категории С1 и 0,1 млн т по категории С2. Участки выставляются единым лотом, аукцион пройдет 15 июня. Стартовый платеж – 8 млрд руб. Но в результате торгов цена легко может вырасти в несколько раз: месторождения довольно крупные, а сейчас на аукционы выставляется не так много интересных участков, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Кто не дошел

Лаявожским и Ванейвисским месторождениями интересуются «Сургутнефтегаз» и «Индиганефть», рассказывал министр природных ресурсов Сергей Донской, участками интересовался и «Новатэк», пишет «Интерфакс».

Лаявожский и Ванейвисский участки находятся на севере НАО в нескольких десятках километров от Нарьян-Мара. Кратчайшее расстояние до магистрального газопровода составляет 454 км, до магистрального нефтепровода – 220 км, пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы Роснедр. Интерес «Роснефти» и «Лукойла» к месторождениям очевиден, говорят аналитики. У «Роснефти» рядом месторождения проекта «Печора-СПГ» (СП с «Аллтеком»). Получив новые газовые участки, компания сможет увеличить ресурсную базу и мощность планируемого СПГ-завода, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Компании не хватает газа и для внутренних потребителей: пока ей пришлось переуступать часть контрактных обязательств с «Интер РАО» «Газпрому», напоминает Нестеров. У «Лукойла» падает добыча в европейской части России, чтобы ее поддержать, ему нужны новые месторождения, продолжает Нестеров. Кроме того, у компании много активов в НАО: месторождения Требса и Титова (СП с «Башнефтью»), порт Варандей и Южно-Хыльчуюское месторождение и т. д., перечисляет он. Неудивительно, что «Лукойл» решил побороться за участок в регионе, где у него есть инфраструктура и где ему хорошо известна геология, заключает аналитик. Но компания могла подать заявку в последний день, чтобы не создавать ажиотажа вокруг аукциона, не привлекать внимания других возможных участников и таким образом не обострять конкуренцию, считает Нестеров. Либо у них все-таки нет четкой уверенности насчет геологии месторождений, добавляет он. Возможно, «Лукойлу» интересен также и газ, все-таки Лаявожское и Ванейвисское – это прежде всего газовые месторождения, предполагает Андрей Полищук. «Роснефть» активно давит на «Газпром», пытаясь добиться либерализации трубопроводного газа, напоминает аналитик. Если у них получится, на экспорт потянутся и другие компании, кроме того, «Лукойл» прибыльно продает газ и на внутреннем рынке (сейчас «Лукойл» весь газ продает «Газпрому»), говорит Полищук.

Очевидных причин, зачем участки нужны «Газпрому», аналитики не называют. Возможно, ему нужен газ для недозагруженного Сосногорского ГПЗ, который расположен рядом, рассуждает Нестеров. Единственная причина – «Газпром», возможно, не хочет отдавать газовое месторождение, иначе независимые увеличат добычу и еще больше потеснят его на внутреннем рынке, рассуждает Полищук. Но вряд ли «Газпром» будет серьезно бороться за месторождение, заключает директор Small Letters Виталий Крюков. Представители «Роснефти» и «Газпрома» не ответили на вопросы, представитель «Лукойла» отказался от комментариев.