ВЭБ не торопится финансировать «Мечел»

Без денег госбанка компания не сможет завершить разработку Эльгинского угольного месторождения
«Мечел» может потерпеть фиаско с освоением Эльгинского угольного месторождения
«Мечел» может потерпеть фиаско с освоением Эльгинского угольного месторождения / Григорий Сысоев / ТАСС

Но пока финансирование не возобновилось. «После завершения реструктуризации нашего кредитного портфеля «Мечел» вернется к обсуждению продолжения финансирования Эльгинского проекта с ВЭБом с учетом изменения юридической структуры проекта и наличия нового инвестора», – говорит представитель «Мечела». Почему изменились отлагательные условия, он не комментирует. В процессе реструктуризации долга перед Газпромбанком последний получил 49% в «Эльгаугле», а дорога была выделена из этого ООО в отдельную структуру.

ВЭБ до сих пор не возобновил финансирование крупнейшего проекта «Мечела» – разработки Эльгинского угольного месторождения с запасами 2,2 млрд т коксующегося угля. Это один из главных рисков проекта, следует из отчетности «Мечела». Компания допускает, что ВЭБ и вовсе может прекратить финансирование, а это «окажет существенное негативное влияние на наш бизнес, финансовое положение, результаты деятельности и перспективы».

«Мечел» уже инвестировал в проект 63 млрд руб. собственных средств, дальнейшее развитие Эльги требует значительных инвестиций, текущих возможностей компании хватает лишь на то, чтобы потратить в ближайшие три года на Эльгу лишь 6,3 млрд руб.

В марте 2014 г. ВЭБ одобрил «Мечелу» $2,5 млрд проектного финансирования (91,2 млрд руб. по курсу на март 2014 г.) на развитие Эльги, из них около $150 млн (5,5 млрд руб.) «Мечел» получил сразу, остальные деньги компания должна была получить после передачи на баланс «Эльгауглю» железной дороги Эльга – Улаг, заявляли топ-менеджеры «Мечела».

Передать дорогу «Эльгауглю» в 2014 г. не удалось. У «Мечела» начались трудности с исполнением кредитных обязательств, и компания начала переговоры с РЖД о возможной продаже дороги за 70 млрд руб. Они не увенчались успехом. А дорога была передана «Эльгауглю» в начале 2016 г.

Дорога жизни

Полная мощность Эльгинского проекта к 2027 г. должна составить 28,2 млн т угля в год. Экономическая жизнеспособность Эльгинского проекта зависит и от пропускной способности железнодорожной ветки – сейчас она 12–15 млн т в год.

Скорее всего, «Мечелу» и ВЭБу придется пересчитывать проект из-за изменения курса валют, предполагает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. $2,5 млрд по текущему курсу – это163 млрд руб. Но перспективы разработки проекта спорные, считает Лобазов: рынок угля сейчас страдает от переизбытка предложения, а на цены на энергетический уголь (около $40 за 1 т) негативно влияют подешевевшие природный газ и нефтепродукты. Для повышения привлекательности Эльги проект нужно вывести на полную мощность, а также увеличить долю коксующегося угля в производстве.

«Мечел» должен был вывести Эльгинское предприятие на проектную мощность к 2017 г. – добычу 11,7 млн т коксующегося угля в год, а ко второй половине 2026 г. полностью расплатиться по кредиту госбанка. За 2015 г. производство на Эльгинском месторождении составило 4 млн т угля. Весь «Мечел» за прошлый год продал 13,7 млн т угля.

ВЭБу трудно самостоятельно инвестировать в Эльгинский проект, отмечает долговой аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. «Общая дыра в капитале госбанка – 1,5 трлн руб. С привлечением же китайских партнеров (в 2014 г. ВЭБ договорился о софинансировании с China Exim Bank) это вполне возможно. Однако, есть ли на Эльгу деньги China Exim Bank с учетом замедления китайской экономики, большой вопрос», – считает Порывай.